понедельник, 29 января 2024 г.

О сбежавших

Я не виню тех, кто уехал из сумасшедшего дома. Я даже рад за них. У меня самого иногда возникает желание отсюда свинтить (и даже недавно была неудачная попытка), однако смутная мысль о том, что здесь я, видимо, ещё нужен, а также человеческие привязанности меня держат в этой стране. Надеюсь, переживу невзгоды и останусь, а заграница будет для меня направлением для гастролей, как я и хотел.

Но я недавно узнал о таких людях, которые никакой отъезд вообще не планировали, однако были вынуждены срочно в течение нескольких дней принять нелёгкое решение, спешно собраться и поехать за ближайший кордон в неизвестность и на неопределённое время. Возможно, насовсем. Эдакий поворот вышел настоящим сюрпризом. Такая резкая перемена жизни произошла у многих в 2022 году. Я приведу в качестве примера двух людей, кого знаю.

Молодой парень из Красноярска принимал меня в своей парикмахерской студии, а также организовывал здесь же квартирник. Всё у него в жизни складывалось очень неплохо: доходная работа, инвестиции в недвижимость, евроремонт и обставленный быт в его ещё достаточно молодые годы, в какие некоторые только вышку заканчивают.

И вот мобилизация! С тревогой он изучал последние новости: референдумы на захваченных землях, по окончании которых их объявят территорией России, далее введение военного положения в РФ, если хоть один снаряд упадёт на оспариваемые территории, закрытие границ, и всё - мышеловка захлопнулась. И хотя впоследствии всё случилось не совсем так, как по этим спешным прогнозам, многие поддались нагнетанию тревоги и массово помчались зарубеж. Счёт шёл на дни.

И вот парень этот сидит, волнуется. Надо ему с кем-то поговорить. Особенно сейчас со мной, опытным беженцем, как я себя в шутку стал называть. Путешествовал он не так много. За границей не был ни разу. Однако, загранпаспорт успел сделать не так давно, что для него сейчас оказалось весьма кстати: многим после начала мобилизации даже стали отказывать в выдаче загранпаспорта.

Он давно мечтал отправиться в путешествие в другие страны, но всё никак не мог собраться. Теперь сама жизнь ему говорит: "Пора!" И вот смотрит он на весь интерьер с тоской и думает, что с собой теперь взять в небольшой рюкзак. Нажитый быт, комфорт. Недвижимость! А самому пора двигаться - чем быстрее, тем лучше. И тем быстрее будет, чем меньше он с собой возьмёт.

Все те лайфхаки и соображения, как обосноваться в Казахстане на первых порах, которые я начал прорабатывать для себя, пришлось передать теперь ему - впоследствии мне эти инструкции и не понадобились. У него потом всё как часы сработало.

Но самое главное ему хотелось узнать, как ему там приспособиться и прочно обосноваться. Единственное, на что он рассчитывал, это на свой профиль на сервисе "каучсёрфинг", где было достаточно много отзывов - принимал у себя людей долгое время в качестве хоста. Но сейчас даже налички с собой было совсем немного, поскольку всё было инвестировано в вещи - их теперь предстояло распродавать постепенно, а деньги хитрым способом переводить зарубеж в обход санкций.

Я успокоил его в том, что за периоды своих долгих разъездов, я не раз встречал людей, которые принимали меня у себя лучше, чем родственники. Не раз я встречал людей, у которых мог жить безлимитно. А почему так? Ему это было пока неведомо. Причины разные: кому-то просто скучно, у кого-то родственник умер, и тоскливо одному жить, у кого-то схожие с тобой взгляды, а кто-то сам по себе такой, что не отказывает в нужде другому.

Но все эти заморочки предстояли потом, а сейчас главное выехать. С трудом он нашёл хоста в Петропавловске - все места уже заняты бегущими от мобилизации россиянами. Купил билет на поезд и вместе с другом выехал. Я постоянно был с ним на связи. Вот он скоро подъезжает к приграничной станции. Если потом пропадёт со связи, значит, всё нормально, спасён, въехал в Казахстан.

Наутро он радостный сообщил, как всё прошло. Погранцы прошлись по вагону, многих строго предупредили насчёт уголовной ответственности за уклонение от мобилизации, но всех благополучно выпустили. Доложил также, что выпускали всех, даже служивших и с категорией годности А.

Спустя пару недель, он сообщил, что обосновался в Алма-Ате, работает. Всё нормально. Согласно миграционным правилам, он может находиться на территории Казахстана ещё год.

Эмиграция - это маленькая смерть. С собой берёшь только свою душу. Расскажу про ещё одного человека из Улан-Удэ.

Я останавливался у него в тот же примерно период и также проводил дома у него квартирник. Мы с ним сдружились и потом поддерживали постоянную связь. Человек он не совсем молодой, мягкосердечный, скромный, интеллигентный, тихий и одиноко живущий. Дома у него достаточно комфортно и уютно, но было бы совсем пусто - каучсёрфинг помогает ему чувствовать себя не таким покинутым. 

И вот вскоре он пишет мне про свой ужас и депрессию. Но сидеть и долго предаваться меланхолии было нельзя. Надо срочно брать волю в кулак и подаваться за бугор. Ближайшая страна - Монголия. А там он готов был хоть сторожем наниматься.

К слову, он уже бывал во многих странах и неоднократно в Индии. Мы даже строили с ним совместные планы разъезжать по этой великой культурной стране, но в итоге всё полетело к чёрту.

В Монголию его пропустили. Пришлось потерпеть круги ада на границе. Но вопреки тревожным ожиданиям, впоследствии ему обеспечили очень хороший приют. Незнакомые монголы его расположили в прекрасных условиях, кормили и дали возможность заниматься той же деятельностью, что и в Улан-Удэ: принимать людей на сеансы массажа. В целом он был так признателен гостеприимству, что лишь одно отягощало пребывание в Монголии - всё то же одиночество. Монголы хоть и похожи на бурятов, но всё же они нерусские.

Вскоре он перелетел в Казахстан к друзьям. И там его приняли прекрасно. Дальнейшие планы - Европа. Уверен, всё у него получится.

В том и другом случае сработал закон кармы. Кто сам давал приют, без приюта не останется.

Правы ли они? Я их не сужу и поддерживаю в их выборе. Расхлёбывать дурную судьбу своей страны дано лишь убеждённым патриотам, либо тем, у кого нет выбора. Не все люди мобильны и свободны (в т. ч. в формировании собственного мнения), так что позволить себе эмиграцию может не каждый второй. Впрочем, если допустить, чтобы в данной ситуации любой желающий избежать мобилизационного призыва имел бы возможность покинуть страну, то, возможно, каждый второй, кому полагается повестка, предпочёл бы уехать.

Это мои предположения. Считаю, что предательство и шкурничество (а то и всевозможные постыдные грехи), приписываемые этим лицам, не более чем пустые слова. В иные благополучные времена их бы окрестили также. Тут не данная ситуация порождает такую оценку, а скорее всё это подспудная и хроническая нелюбовь, исходящая от большинства посредственностей в адрес людей чуть более развитых.

Одно бы я пожелал уехавшим. Если нет возможности в силу разных причин приносить пользу своей стране, приносите пользу этому миру. Продолжайте давать приют людям, если вы это делали раньше. Если вы занимались какой-то деятельностью бескорыстно, продолжайте это делать в новых условиях. Если родина, впавшая в безумие, посчитала, что вы ей не нужны, скорее всего через определённое время она образумится и захочет вас обратно. Невозможно вечно находиться в состоянии бешенства - это путь к смерти. Но все хотят жить.

Далеко не все из нас творцы великих дел и вершители истории. Если вы не можете повлиять на ситуацию, отстранитесь от неё, если можете. Особенно если вы гуманитарий, а вас принуждают к насилию и ужасным вещам. Смирение необходимо там, когда все иные возможности были исчерпаны. Но сперва вам нужно использовать все пути, чтобы не стать ни чьим орудием и соучастником преступлений.

А если вы уже находитесь вне опасности, помните о тех, кому этого избежать не удалось. Поддержите их. Останьтесь мыслями и сердцами в своей стране, чтобы снова когда-нибудь туда вернуться.



Комментариев нет:

Отправить комментарий