воскресенье, 25 февраля 2018 г.

Павло-Фёдоровка, часть 3

И что мы удивляемся нашей жизни, если у нас такие вкусы? Почему Никита горестно вздыхает и ходит с поникшей головой? Если обыкновенный человек в моральном смысле привык жить в грязи, как животное на ферме, то ему это скоро становится нормально. Если все так живут, то и всем нормально. Почти всем. Для кого-то это дико невыносимо. Если вы принадлежите к таким брезгливым до разного срама, то вам можно только посочувствовать - вам будет тяжелее, чем другим. Потому что им это нормально. А вам жить с ними. И любить их такими, сострадать им и не возноситься - так вам заповедала ваша мораль.
Если у вас доброе сердце - этим начнут пользоваться. Они будут ходить к вам в полночь и нести пьяный бред - сиди и слушай бесконечные жалобы, рассказы про мерзавца-начальника, или про то, как он собирается разводиться со своей старухой. Или про тебя самого скажет, своей меркой оценив твоё житие - зайдёт со своим уставом к тебе же домой, не разуваясь. Ещё будет давать советы, которых ты не спрашивал: "Не доверяй никому, бабам особенно." Вот карма всех - сиди и расхлёбывай. Поработай сливным бачком. А потом разведи руками, оставшись снова один: "А ведь хороший человек!" Был бы от этих излияний какой прок... Они меняться вообще хотят, или просто ищут сочувствия? Другое дело в конце исповеди, если у вас соответствующее облачение: "Господь простит. Иди и больше не греши."
Никита рассказал мне, как у него случались запои полтора года назад. Для меня невообразимо, как такой человек вообще может пить! Все эти запойные срывы начинались с рюмки, длились неделями, и три раза Никита попадал в реанимацию, где его откачивали. Даже выпивающий сосед вспоминал кошмар, который творился в этом доме: "А когда Никита пил... О-о-о-о... Я ему сам тогда скорую вызывал."
Сейчас Никита не пьёт прочно и не может спокойно смотреть на чужие возлияния, хотя по долгу культурно-массовой работы ему это приходится наблюдать регулярно. Никита докуривает последние сигареты вечерами, скрючившись возле печки, глядя на догорающие дрова, и уже не может есть мясо. Я его подначиваю завязывать со всеми интоксикациями, становиться вегетарианцем, и с концами переходить на новый образ жизни. Мне это легко говорить, а ему в данную минуту это важно услышать. Никита достойно проходит свой жизненный кризис - главное, что не пьёт.
Он старается забыться в физическом труде - это средство эффективно, но кратковременно. Можно догадаться, что в этой тоске замешано что-то глубоко личное. Это одна из серьёзных причин душевного упадка, когда вас отвергают, отчего люди нередко спиваются и даже накладывают на себя руки в молодом возрасте.
Я не люблю расспрашивать о личных делах, но Никита открывается сам. Посоветовать ему можно только строить все свои отношения на высших психических центрах - ни с кем не заигрывать, больше говорить о ценностях, убеждениях, цели жизни. Если вы совпадаете в главных вопросах, значит вам по пути. Пытаться заводить отношения как-то иначе, ни к чему хорошему не приведёт. Это особенно касается Никиту - пытливого, ищущего, мыслящего. Отношения, построенные на духовной основе - самые прочные из всех. Я знаю примеры.
Если хочешь решить свои проблемы, нужно идти и решать чужие. Сложность в том, что мы толком не умеем этого делать. Если к вам приходят люди поздно ночью - значит за помощью. Если они выбирают вас, а не кого-то другого - значит в вас они видят того, кто может разбираться в жизни. Люди это чувствуют. Кому-то придётся взвалить на себя бремя из болота тащить бегемота.
Население погрязло в первобытной трясине на руинах былой цивилизации. Только современные девайсы в руках у людей, отделочные материалы на фасадах домов, подержанные авто говорят о том, какой сегодня век. В остальном ничего практически не изменилось - такая же грязь, неухоженность, всё те же слова из уст, и всё хуже с каждым годом. Практически везде население неуклонно продолжает снижаться, растёт число покинутых мест, брошенных домов.
Алкоголизм не всегда является прямым следствием морального разложения личности. Есть немало таких людей, которые осознают хорошо, куда опускаются, но катятся, как бы не желая того сами - самоубийственная сила их одолела. Употребление спиртного - протестное поведение. Протест против такой жизни. Но докопаться до внутренней первопричины собственных неудач не каждому удаётся. Часто человек по своей воле скорее решит превратиться в дурака, нежели будет смотреть и всё понимать.
Кстати, именно это вызывало у меня всегда недоумение, отчего нормальный человек сам по своей воле превращается в дурака. Я не смогу этого постичь никогда, потому что не имею алкогольного опыта вообще. Это же стал отмечать Никита после застольных праздников и рассказывает в ужасе: "Вот пришли люди. Всё как положено. Тосты, приличия. И в какой-то момент приличия исчезли! Я это видел."
Человеческие вкусы и предпочтения опустились, и предстаёт трудноразрешимой задача, как вообще с людьми говорить. Простые люди пьют, потому что это стало их естеством, а непростые - из-за надлома. Пьющий сосед Никиты - Дмитрий, занимается резьбой по дереву, художник, человек искусства. Однажды он заходил после 5-дневного запоя, меня выслушал, а про себя только печальным тоном: "Жизнь такая, а не водка. А кто нас понимает? Родные и братья не понимают." Мне он посоветовал: "Слушай Господа. В сторону не отходи."
Человек, несущий знание, культуру и духовность, в ведической терминологии зовётся браманом. Это не кастовое понятие, как сейчас принято в современной Индии. Браман - психотип. В нашем понимании - представитель интеллигенции. Человек с таким складом ума должен заниматься своим делом - изучать знание, культуру и передавать это людям. Он не должен идти работать куда-то на завод, в коммерцию или силовые структуры, даже если там платят неплохо. Как бы ни искушала жизнь, ввергая в нищету и непонимание ближних, только верность своей задаче сделает счастливым такого человека. Говорят, в школьные учителя идут либо неудачники, либо энтузиасты. Но они просто иначе не могут - это их нутро.
Заниматься культурой, образованием в наше время становится настоящим подвигом, потому как постоянно приходится преодолевать чувство того, что это самое последнее и бесполезное дело, которое никому не нужно даже даром, когда на самом деле это первое, чему должен человек уделять внимание и время в своей жизни. Людей поглотили с головой материальные заботы. Преодоление стены равнодушия, непонимания, издевательств и насмешек стало настоящим подвижничеством для носителей высоких ценностей. Неудивительно, что они срываются. Мир стремится уравнять их со всеми, а им приходится сопротивляться всеми своими силами, чтобы не смешаться с серой массой. И ещё вытягивать за собой всю эту серую массу, которая вообще тянуться никуда не желает.
Пожалуй, это самый неблагодарный труд, на который способны только подлинные альтруисты - самые светлые люди. Мало того, это их единственное предназначение. Если такой человек пойдёт на завод, или дворником работать (иногда можно услышать такие советы из уст обозлённых доброжелателей), то занимаясь таким простым занятием, принося ту самую пользу обществу, которую это самое общество может понять и оценить, человек с браманическим складом личности будет терзаться чувством, что он занимается не своим делом. Он мог бы совершить нечто большее, но жизнь вынуждает заниматься только этим. На склоне лет он будет глубоко сожалеть о впустую истраченном времени, хотя и был целиком занят общественно полезным делом.
Понимая это, можно удивляться, как Никита тянет всё практически один. Это единоличный вызов прочно устоявшемуся положению в массовом сознании в рамках одной деревни. А что такое деревня - отсутствие выбора. Причём выбора как для них, для кого старается Никита, так и для самого Никиты. Променять свою публику ему не на кого. Не понимают - расшибайся в лепёшку дальше. Действовать в таком направлении крайне тяжело, если не иметь единомышленников. И сколько есть у тебя сочувствующих - вот они все.
От ощущения бесполезности своих усилий начинают зреть фобии. Никита боится уйти из жизни, так и не оставив после себя ничего. А нужно ещё многому научиться. Современный век поднимает планку. У людей теперь смартфоны, они теперь более искушены в музыке. А что ты им можешь дать? Да и просто выйти на сцену перед людьми спеть песню не каждый может. Никита говорит, что у него уже на третьей песне пропадает голос.
Случай Никиты кажется одновременно и безнадёжным и обнадёживающим. Село в сравнении с городом выигрывает по своей природной атмосфере - это благостное место. Если свои не понимают, то может чужие поймут? Хотя Никита не гастролер, как я, но он может на базе собственного дома сделать или подобие ДК, или приход, или что-то ещё в этом роде, куда потянутся паломники, музыканты, художники и прочие интересные люди. С Никитой надо говорить по душам. Если хорошо постараться - из городов начнут приезжать. Я уверен в этом, так как знаю подобное место в селе Болонь, в котором действует перевалочная база паломников агни-йоги. В сельском ДК он скорее лишний человек, где он только занимается культурными программами, которые спускают сверху. Толку от этих программ? Объявят борьбу с табаком и алкоголем, проведут несколько костюмированных акций, покажут убитую печёнь, почерневшие лёгкие. Каков результат? На каждой пачке сигарет написано, что табак убивает. И всё равно люди продолжают употреблять. Хоть кол на голове теши!
Никита рассказал, что в соседних деревнях работники культуры ездят на курсы повышения квалификации, где их учат тому, как страшнее изобразить последствия табака и алкоголя. Повышать квалификацию нужно, безусловно. Но если ставить перед собой такую непростую задачу, как изменение сознания людей, то нужно в первую очередь заняться исследованием человеческой души. Если даже художник пьёт - как ты его переубедишь маскарадом? Он тебя насквозь видал и весь твой маскарад.
Проблема намного глубже. Сперва надо вытащить себя из могилы. Корень любого кризиса лежит в духовой сфере. Неподалёку от Павло-Фёдоровки в селе Шмаковка есть монастырь. В нём даже Никита жил одно время. Повышать квалификацию надо в этом направлении, и больше ничто не спасёт нашу страну - никакая театральная показуха. Говорить надо о смысле жизни, и тогда человек сам откажется от всего вредного, что мешает ему прийти к самому главному, обрести самое ценное. Если смыслом жизни у людей стали удовольствия и удобства, то сперва надо развеять эти гибельные заблуждения, а потом давать советы по поводу всего остального. Забвение Бога является корнем человеческих проблем, остальное - следствия.
Запал я душой к Павло-Фёдоровке. Уезжая отсюда далее на юг, у меня не было сомнений, что вернусь снова сюда в ближайшее время. Декабрь заканчивался, заканчивались и мои концерты, так как школьники уходили на каникулы. Нет школьников - нет концертов. Но я хотел задержаться ещё в приморье, чтобы остаться на фестиваль "Белая волна" во Владивостоке, который проходит в первых числах января. Пришлось задержаться в портовом городе, но в этот приезд он не слишком ждал меня. Прослонявшись несколько дней по городу, сделав несколько визитов, я сделал всё, что хотел. Надо где-то осесть, заняться очерками и студийной работой, но в этом городе проблема обосноваться у кого-то на длительный срок, поэтому за два дня до нового года я уже твёрдо решил, с кем отпраздную его. Сейчас сяду на единственную электричку и через 5 часов буду на месте.
Прибыв поздно вечером на станцию, меня никто не встречал, но меня это мало волновало. В худшем случае двину пешком жалкие 6 километров. Главное, что я приехал, куда нужно. Мой внешний вид сделал своё дело: увидав человека в шортах под самый новый год, встречающие водители сами сообразили, как меня довезти. Так как я не влезал с вещами ни в одну машину, решено было вещи закинуть в грузовичок. Меня подбросили на легковой до дома Никиты.
Никита сидел один возле печки, как всегда скрюченный. Когда я вошёл, он словно не поверил глазам, хотя мы договаривались, что я приеду. Он радостно полез обниматься, словно не виделись сто лет. А через 15 минут подъехал грузовик с моими вещами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий