суббота, 2 декабря 2017 г.

Аркадьевка

Только в деревне с населением в полтысячи можно встретить магазин, в котором продаётся всё. В городах такие магазины зовутся гипермаркетами и появились относительно недавно. Но обычные городские магазины специализируются на чём-то одном. В деревенском магазине с одной стороны продуктовый отдел, а с другой разложены хозяйственные и всевозможные товары. Типа, тысяча мелочей.
В селе Аркадьевка в одном здании с магазином находится приспособленное помещение филиала районного ДК, библиотека и ещё Бог знает что. Домов мало, задач много. В этом приспособленном помещении мне предстояло ночевать и проводить концерт на следующий день. Сам Дом Культуры в селе Аркадьевка фактически погиб. С годами прохудилась крыша, работники перебрались в закуток другого дома. Когда выделили деньги на ремонт крыши, было уже поздно - сознательные жители села к тому времени уже высадили окна и спилили батареи. Культура! Теперь нужны миллионы на восстановление.
Директор филиала ДК пустила меня ночевать, скрипя сердцем: "Я же не знаю вас. Вот всё, что у нас осталось, и всё казённое. Отдельного помещения нет. А вдруг вы ночью нам костёр здесь устроите?" Но скоро она успокоилась. Предлагала ужин. В Архаре выступал, в Отважном выступал - всё в считанных километрах друг от друга. Жители соседних сёл уже докладывали у себя, что видели меня в Архаре, нагруженного до невозможности. Если бы я и хотел что-то где-то похитить, то похищенное просто положить некуда - всё под завязку. Потом она разговорилась.
Культуру расформировывают и сокращают. Зачем она вообще нужна? Но сначала умирает культура, затем всё остальное. И это при том, что централизованный контроль возрос. Раньше при Советах, сколько их ни ругай, никто не лез в работу сельской культуры, а сейчас работают только по циркулярам, которые спускают сверху. Также повсеместно встречаются на стенах агитационные листы со смешариками, где написан детский телефон доверия - это ювенальное новшество сейчас висит во многих сельских клубах и школах. Гробят семью.
В школе 30% приезжих учеников. И в тех деревнях, где нет школ, кстати, детей очень много. В каждой семье минимум три ребёнка. Современная урбанизация более всего грозит вымиранию самых малых сёл. Отсутствие инфраструктуры вынуждает к переезду семей из маленьких поселений в более крупные. Так как своих денег у них почти нет, они покупают за материнский капитал дома в Аркадьевке и перебираются сюда. Трёхкомнатный дом стоит примерно полмиллиона. Но сколько сюда ни приезжали семей, по словам директора ДК, путёвых - ни одной: либо полудебильные, либо пьющие.
Таланты исчезли. Раньше было много поющих детей. Сейчас - никого. Сейчас рэп слушают и не имеют представления, как это петь, и тем более петь в несколько голосов. Раньше было много детей-гитаристов, а за последние 10 лет - почти никого.
В помещении, где я расположился, живут две кошки. Точнее кошка и кот. Они меня удивили, потому что никогда раньше не встречал по-настоящему пугливых кошек. Кошка может пугаться людей на улице, но у себя дома зачем ей бояться человека? Обычно кошка или кот позволяет себя брать на руки, либо проявляет строптивый, норовистый характер - шипит и может вести себя агрессивно. Характер! А у этих совсем нет характера. Когда я сел ужинать, кошка ходила неподалёку и жалобно мяукала. Пушистая. Ей меньше двух лет. Я давал ей сыр специально из рук, она брала со страхом и отбегала в сторону. Но сколько я её ни кормил, она так на руки не пошла. Хозяйка сказала: "А, бесполезно! Они же дикие. Люди выбрасывают их, чтобы не топить, а мы потом кормим. Раньше на теплотрассе зимовали. Мы им там даже картонные домики делали. Сейчас к себе запускаем. Жалко." Кошки-сироты с глазами детдомовцев.
За свою жизнь я сильно переменился. В последние годы стремление нести людям своё творчество, вынуждает идти на контакт с большим количеством людей. А в последнее время, благодаря общению с молодёжью, стал за собой замечать даже манеры доктора Ливси из острова сокровищ. Если быть проще и веселее с окружающими - никаких вообще проблем не будет. Каких-то лет 6-7 назад я был угрюм и замкнут, оберегал свой внутренний мир и подумать не мог, что буду вести как-то иначе. Но с того времени, как начал активно ездить с концертами, внутренний мир не пострадал, а обогатился. Страхи были напрасными.
Утром направился в школу. Ходил без шапки и не знал, что уже -20 на улице. Походи я так в Хабаровске - уши быстро отвалятся.
- Вы к кому?
- Я ко всем вам.
Часы в школе стоят. Школьники, как всегда, напали с вопросами, когда и где концерт. Директор меня попросила прийти в назначенное время, чтобы собрать учащихся в классе. Играл "Сенкурэ". Спросили:
- Это всё?
- Остальное в 4 часа. Приходите в ДК.
Видимо, это спрашивал приезжий ученик, и надо было по его просьбе сыграть ещё песню - скоро за ним придёт автобус, и на концерт он не сможет. На концерт собралось немного молодёжи - всего человек 13. Проектора не было. Концерт длился час, 20 минут. В конце осталось человек 7. Старшие просили сыграть что-нибудь из дворовых песен. Директор тоже просидела с нами весь концерт. В конце я у неё поинтересовался, было ли сегодня по её мнению чего-либо сомнительного содержания. Ответила, что не было. Посоветовала добавить в концерт что-нибудь из известного. Сама она тоже любит старые песни НАУ.
После концерта мне надо было на станцию Архара, чтобы сесть ночью на поезд до Благовещенска. Аркадьевка очень близко расположена к Архаре. До вокзала примерно 6 км. Но последний автобус давно ушёл. Решено пройти пешком. Наконец-то смогу прогуляться наедине с собой. Правда, уже стемнело, и придётся идти с фонарём между сёлами. Но мне этого сделать не дали. Спустя всего полтора км., когда я присел отдохнуть на дорожную насыпь на тёмном участке, рядом остановился встречный водитель: "Ты откуда такой красивый?" Ничего не поделаешь. Через 10 мин. я уже был на вокзале.
- Спасибо.
- Да, не за что.
Про сёла Отважное и Аркадьевка можно сказать, что они подобны друг другу, но концерты прошли в них по-разному. И хотя я не могу пожаловаться на плохое отношение в Аркадьевке, но это более пострадавшее село в культурном плане.
Большинство деревень демонстрируют вымирание сельской жизни. Хочется спросить: а вообще, где-нибудь у нас есть примеры процветания? На ум приходят только экопоселения, которые на Дальнем Востоке только в головах некоторых активистов-дауншифтеров. Из действующих только поселения староверов, которые ищи-свищи. Мечтаю побывать в одном из таких. Говорят, в Амурской области где-то есть поселение староверов - переселились из Канады.
Через два дня был концерт в Благовещенске, на который собрались ценители постоянные зрители. Прошло всё в тёплом узком кругу. Так закончилась поездка по Амурской области, после которой в Хабаровске, только я выгрузился из поезда и прошёл через виадук, меня окликнули из первой проходящей машины: "Хэлло!" И довезли до дома.

Комментариев нет:

Отправить комментарий