четверг, 24 октября 2019 г.

Джулия из "быдлограда"

Столица Бурятии - редкий город, где вас не попросят сыграть чего повеселее. Скорее чего потяжелее попросят. В 90-х и начале нулевых это было уникальное место в музыкальных кругах, породившее одну безрассудную панк-группу, которая до сих пор считается культовой в Москве. Давно уж нет в живых её фронтмена... Название группы не упоминаю, а то полезете искать, и вам потом плохо станет.
В этих же околомузыкальных кругах зародилось определение "быдлоград".
Нынешний Улан-Удэ, несмотря на внутренние экономические проблемы, выглядит вполне пристойно и никак на быдлоград не тянет (уж я быдлоградов повидал!). В городе встречается довольно интересная отличная от хрущёвских коробок архитектура, и даже тут население прибавляется (видно, за счёт мигрантов республики). Хотя отшибленность этого города, как и всего Дальнего Востока, нетипичность окружающей природы, ландшафта и климата в сравнении с остальной Россией является причиной зарождения здесь и созревания всевозможных творческих оригиналов.
Восточная часть страны вообще разительно отличается от западной. Она гораздо более экстремальна по многим параметрам. И так как населения тут на порядок меньше, творческие единицы, выходцы из этих краёв, смотрятся уникумами на общем культурном фоне.
Примеры можно приводить разные, но в этой заметке я хочу рассказать не про музыкантов, а про одну женщину в довольно почтенном возрасте. Причём она не выходец, а "входец" - американка Джулия, поселившаяся в российском "быдлограде" на склоне своей жизни.
Про эту неординарную даму с боевым характером я узнал со слов её сожительницы Людмилы Савельевны, с которой познакомился на Ярославском вокзале в Москве. Это было ещё в тот заезд в конце декабря 2018 г., когда я собирался уезжать домой в Хабаровск и ждал свой поезд. В зале ожидания со мной разговорилась пожилая бурятка. Она приезжала в Москву лечить зрение и ждала тот же поезд, на котором мне предстояло ехать до Хабаровска, а ей до Улан-Удэ.
Людмила Савельевна уже 14 лет живёт с Джулией, которой 87. Меня всегда привлекали долгожители. В чём их принципиальное отличие от всех остальных? Самые здоровые в молодости часто не доживают до пенсии. Но суховатые и хилые с виду могут жить и до ста лет. Видно, темперамент и целеустремлённость могут дать ещё ресурсов здоровью. Если природа авансом наградила лишним здоровьем - это ещё не способствует прибавлению ума. Всё же внутреннее наполнение человека играет определяющую роль в плане возможности прожить долго и плодотворно.
Джулия - активный христианский миссионер. Людмила Савельевна то ли в шутку сказала, что та ходит, как и я, зимой и летом одним цветом (намекает на мой круглогодичный дресс-код) по всему миру, Библию распространяет. Обладает отменным здоровьем и выносливостью. Руководит радиовещанием по своей теме.
"Джулия - наглая, как танк!" - говорит Людмила Савельевна. Если вдруг возникает какая-то спорная ситуация, где попирается справедливость, Джулия переходит в атаку и ставит всех на место. Причём это касается не только её собственных прав, которые если она качать начнёт, то это сразу всех повергает в страх. Разумнее уступить, чем ввязываться в споры и тяжбы с Джулией. Она не пройдёт мимо любой ситуации, которая произошла с кем-то. Так она вытащила из тюрьмы через страсбургский международный суд сына Людмилы Савельевны, который однажды попал под репрессии и оказался за решёткой.
Престарелая американка владеет множеством языков, но на русском не говорит. С Людмилой Савельевной общается на немецком, потому что та не знает английского. Зато Джулия знает бурятский, на котором разговаривает с врачами.
Незнание русского языка становится причиной иной раз курьёзных ситуаций. Однажды Джулия в очередной раз где-то встала в позу, и кто-то за её спиной грубо сказал: "Пиндос!" Поскольку Джулия по-русски не бельмеса, она обратилась к Людмиле Савельевне: "Пиндос? Что есть пиндос?" Та немного подумала, не знала, как объяснить, и придумала следующее объяснение: "Ну то есть п...с!" Джулия опять не поняла:
- П...с - это как?
- Ну, знаешь, это очень грубое слово. Оскорбление. За него на зоне убить могут. У вас есть в стране такие нетрадиционной ориентации люди, которых называют голубыми.
- А что? Очень хорошие мальчики! Неужели, п...с - это оскорбление?
Разница культур и менталитета сказывается на взаимоотношении двух пожилых женщин. Видимо, трудно Людмиле Савельевне со своей американской подругой на одной жилплощади. В глубине души она надеется, что Джулия когда-нибудь от неё съедет к себе на родину. Но та не думает никуда съезжать. Тут кроется загадка человеческих отношений. Видно, сухой характер Джулии не даёт ей ни с кем сближаться. Сама она признаётся бурятке, что никого особо не любит, а только её, Людмилу Савельевну, любит.
Джулия очень гордый человек и всегда шла одна по жизни. Природа не обделила её талантами и способностями. У неё высокий художественный вкус и большой ум. Сама играет на разных музыкальных инструментах - скрипке, губной гармонике, чём-то ещё... Джулия - учёный-математик. Когда-то преподавала в университетах, пока однажды всё не бросила. "Нужно уметь кардинально менять свою жизнь!" - один из её девизов. С тех пор занимается проповеднической деятельностью.
Семьи у неё нет. Зато есть деньги. Квартиру за 6 млн. приобрела она, в которой теперь живут с Людмилой Савельевной в разных комнатах. Платит за всё. Даже оплачивает проезды и лечение своей сожительнице.
Время от времени они вместе ездят на курорты и в разные путешествия. Если Джулия пойдёт куда-то на гору - за ней не успеть. Как лось!
Фантастическое умение качать права, ставить себя и ни под кого не прогибаться способствует тому, что многие вопросы решаются довольно быстро. Играет роль также происхождение Джулии. Ей быстро уступают, когда узнают, что она американка.
Показательный случай был в Таиланде. Они поселились в трёхзвёздочном номере. Но в один прекрасный день недовольная Джулия пригласила работника отеля в ванную комнату, показала пальцем на таракана и железным голосом спросила: "ЧТО ЭТО?" Спор с руководством был недолгим. Джулия пригрозила написать международный отзыв об отеле, и скоро их переселили из 3-звёздочного номера в 5-звёздочный.
Причины всей нашей российской жизни, какая она сейчас есть, Джулия видит в том, что мы сами себя поставили так. Это мнение человека из Америки. Но следует правильно понять эти слова.
Вести себя так, чтобы это было для вас безопасно, возможно только в том случае, если за вашими словами стоит какая-то реальная сила. Это могут быть деньги, статус в обществе, внутренние качества (даже если первых двух нет). Если нет этой платформы, если вы на пустом месте начнёте что-то заявлять и требовать, вести себя как звезда, то о вас скоро вытрут ноги. Но сперва проколют ваш дутый пузырь. В России очень любят опускать и срывать нимбы. Мне известна одна такая печальная судьба, когда человек в итоге съехал на самое дно. Поэтому ни в коем случае не пытайтесь повторять за Джулией.
Меня заинтересовал рассказ Людмилы Савельевны. Я взял её телефон, и на следующий заезд запланировал Улан-Удэ. Увидеть Джулию, наверное, было для меня важнее, чем провести концерт в этом городе. Людмила Савельевна пообещала прийти с ней. Пришлось даже выходить их встречать, потому что место находилось почти в конце лабиринта из ограждений.
Джулия была в куртке, серых брюках, простой осенней шапке и выглядела как бесполое существо. При том держалась спокойно и с достоинством. На меня посмотрела оценивающе и легонько пожала руку. Я был в концертном костюме - Людмила Савельевна меня даже сперва не узнала, но на Джулию мой внешний вид совсем не произвёл впечатления.
Что интересно, Людмила Савельевна выглядела почти трендово. Клетчатые брюки, дамская шляпа. Джулия рядом с ней смотрелась серой мышью. Может, они повлияли друг на друга? Первая примоднилась, вторая обрусела.
Вызвало вопрос и недоумение стоимость посещения концерта. Почему так дёшево? Я объяснил, что это рекомендуемая цена пожертвования, и вообще, оплата по желанию и в произвольном размере. Людмила Савельевна вручила мне купюру в 5 раз больше, апеллируя к цене билета, которую устанавливает обычно цирк.
В целом организация подкачала, но никаких более лучших вариантов в этом городе мне найти не удалось. Повлияла ещё накладка с большим мероприятием "библионочь". Из тех немногих, кто пришли на концерт, понравилось почти всем. Но две пожилые женщины ушли до его начала. Я даже хотел подарить Джулии диск, но она не взяла. Подарков не понимает? Джулия сперва внимательно изучила авангардные картины на стенах, интересовалась, откуда они, кто авторы. Но потом сказала своей подруге, что слушать молодёжную музыку не хочет.
Выбор сделан. Всё-таки Джулии под 90. Но есть у меня одно подозрение, почему вышло так. Американский склад ума измеряет деньгами достоинство всего, включая искусство. И если вход на концерт и того свободный, значит каково достоинство и качество такого мероприятия? Ниже цирка. Я не учёл этого. А надо было сказать: "Дорогая Джулия, специально для вас вход на концерт - 500$." Тогда бы всё было нормально. Это и означает ценить своё творчество и ставить себя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий