воскресенье, 14 января 2018 г.

Вяземский, Отрадное

Город поселкового типа Вяземский находится в двух часах езды на поезде в южную сторону от Хабаровска. Я начал свой очередной концертный маршрут, начиная с 5 декабря, надеясь завершить его в двадцатых числах на юге приморья. Одна из основных целей данного маршрута - выступить в обществе инвалидов во Владивостоке, но это будет уже в самом конце.
В Вяземском меня встретил молодой парень, с которым меня свёл наш общий знакомый. В последние годы я познакомился с молодыми людьми из Вяземского, которые перебрались в Хабаровск учиться и работать. Маша Ивлева, которая пела на моих альбомах, родом оттуда. Другой парень тоже плотно занимается музыкой, пишет песни, работает на радио ведущим. Талантливые ребята. У каждого своя музыкальная группа. Третий - басист, поигравший в коллективах, где у меня тоже много знакомых музыкантов. Надо ехать в Вяземский.
Радушный парень Слава встретил на вокзале и поселил у себя дома. Вяземский - большая деревня с населением 13 тыс. Частный сектор значительно преобладает. Расположен на железной дороге и поделён на две части. Жителям часто приходится ездить из одной части города в другую, и машины иногда подолгу стоят на переездах, пропуская проходящие поезда. Местность ровная, ничем особенным не примечательная. Типичность и транзитность населённого пункта прибавляет заурядности мышления местным жителям. С концертом в таком месте может выйти туго.
Здесь было запланировано два концерта: 5 декабря в ближайшем селе Отрадное, 6 декабря в самом Вяземском. Село Отрадное положительно откликнулось на предложение провести концерт, хотя работники культуры посетовали на проблему, на которую жалуются чуть ли не во всех деревнях: народ неподъёмный. Попросили снизить цену за вход до 50 р. - население не платёжеспособно. Связывался со школой и спросил, могут ли они организованно привести учащихся. Сказали, что могут. Очень хорошо. Концерт будет днём, на который приведут школьников, позовут пенсионеров и безработных.
Мне приходится делать много звонков, планируя свой маршрут. Иногда забываю, кому звонил, и звоню тем же людям по второму разу. В местную школу тоже позвонил повторно, и мне ответила директор: "Мы же с вами договорились на 14 часов!" В её голосе было раздражение, и тон мне не понравился. "Я просто уточнил," - ответил ей, но закралось первое подозрение.
Приехал в Отрадное утром в назначенный день, оставил вещи в ДК и забежал в школу. Школа здесь маленькая, одноэтажная - в таких обычно учатся до 9 класса. В этой школе учатся 80 человек, выпускников 5 или 6. Прошёл к директору, чтобы уточнить одну деталь: школьников приведут организованно, или надо им самому объявить, чтобы шли? Директор посмотрела на меня холодно:
- Приведём.
- Хорошо, спасибо. Я спокоен.
Это был весь наш разговор, после которого я ушёл в ДК и начал отстройку. К 14 часам все места в ДК были заняты. Был проектор, вмонтированный в потолок. Присутствовали также несколько педагогов с усталыми лицами и держали всё под неусыпным контролем. Помогал за компьютером ученик 9 класса.
Концерт начался штатно, и я не ожидал осложнений. После исполнения песни "С перерезанным горлом" одна женщина встала и сказала громко: "Второй класс, на выход!" Младшие классы потянулись к дверям. Я стал играть дальше. Скоро донеслась из зала стандартная фраза: "Давайте чего повеселее!" "А идите к чёрту," - вредные мысли проскакивают, главное их вслух не произносить. Играл остальное, и после 11 песни увели оставшихся на обед. Концерт длился около часа.
Никаких отзывов, благодарностей. Никакой обратной связи. Ушли без вопросов. Осталось чувство напрасной поездки. Сотрудница ДК оплатила такси - очень похожий жест, как в случае с посёлком Прогресс в Амурской области. Такая форма принесения извинений. Потом на следующий день одна школьница добавилась в друзья в соц. сети - весь результат.
Ничего не поделаешь - Бог с ней, неудачей. Может, когда-нибудь я научусь определять по голосу, с кем иметь дело, а пока неизбежны такие ошибки. Концерт в Вяземском назначен уже на следующий день, пора начинать к нему готовиться.
Молодой парень Слава живёт в маленьком домишке, который быстро остывает, когда топишь печку. Спать в таком доме очень холодно. Деревенские люди великодушны и щедры, потому что всегда трудятся. Сама жизнь в деревенском доме не позволяет просто сидеть. Нужно печь затопить, дров нарубить, воды натаскать. Физическая работа вправляет на место голову, и приученный заниматься хозяйством человек по своей натуре более адекватный и человечный по сравнению с городским лентяем. Если бы деревенские не пили - им бы не было цены.
Когда под утро остывает дом, не хочется вылезать из под одеяла. Но надо уже идти делать анонс. 4 школы займут время. Нужно будить Славу, который обычно поздно встаёт. Скоро нас подбросит знакомый до места проведения концерта. Там ведётся ремонт, часть помещения завешена и огорожена. Но сцена уже готова, и полкомнаты - зрительный зал. В наличии есть проектор и звук и даже ударная установка - здесь они с друзьями репетируют и хотят давать свои концерты.
Когда я буду звать школьников, играет существенную роль, насколько это место известно. Если это местный Дом Культуры, то объяснять, где он находится, не нужно. А если это бывший военторг по такому-то адресу, да ещё второй этаж налево - уже проблема. Для школьника найти место по адресу и описанию часто целый квест. Могут и родители не отпустить. Я надеюсь ещё на тех людей, кого позвал Слава, но он пока ограничился рекламой в соц. сетях - это совсем не эффективный метод.
4 школы - это довольно много. Я оценивал шансы здесь неплохими. В первой школе мне разрешили повесить только афишу. Директор сказала, что они не имеют права проводить такие анонсы в учебном заведении кому попало. Я открыл ей сайт, чтобы она могла изучить музыку. Директор ограничилась названиями песен. Она не примет это точно. На всякий случай поинтересовался у неё:
- Скажите, а Достоевский Фёдор Михайлович ещё остался в школьной программе?
- Какое произведение вас интересует?
- Бесы.
- Нет.
- А "Преступление и наказание"?
- Есть.
- Раньше, если не изменяет память, мы почти всё проходили.
- Возрастной ценз никто не отменял.
Возрастной ценз - очень неопределённый критерий для таких песен. Я могу сказать, что оптимально от 14 лет. Но это лишь оптимально. Младшего возраста дети тоже слушают часто с интересом, хотя понимают не всё. Им интересно, как дядя на гитаре играет. Каждый берёт что-то своё из музыки, и это хорошо.
Я оставил им афишу и побежал дальше. Во второй школе сказали, что объявят сами - тоже оставил афишу. Побежал в третью школу, которая расположена в глубине частного сектора. Цепные собаки сходят с ума, когда кто-то бежит по сельской улице. В третьей школе, в которой учатся 9 лет, хотели дать мне возможность объявить, но потом звонили директору и сказали, что объявят сами.
Оставалась ещё одна школа за переездом, которая носит чьё-то имя. Меня в ней встретили враждебно. "Нет, мы вас не примем!" - громко сказала директор из своего кабинета. Я не понял. Может меня с кем-то путают? Потом она вышла и сказала мне: "Вы - Павел Баканов? Нет, мы не будем вас принимать. Нам сообщили, что у вас песни не для детей." Кто сообщил? Из Отрадного, или из первой школы? Может, они уже всем сообщили? Я задержался в холле, пока копался в телефоне, директор подошла и громко дала указание вахтёрам: "Во внутрь не пропускаем. Молодой человек, пожалуйста, покиньте."
Странно ощущать себя персоной нон-грата. В руках оставалась афиша, которую теперь некуда девать. Слава говорил про техникум, который ещё есть в Вяземском. Значит афишу надо повесить там. Стоит попытать счастье, даже если он находится на самой окраине. Лесной техникум расположен на выезде из города - там довольно уютно. Время ещё оставалось. Я ждал в холле женщину, которая занимается культурно-воспитательной работой. Она живо откликнулась на предложение сделать анонс студентам. Мы ходили по учебным аудиториям, я объявлял, кое-где пел. Диалог с женщиной сложился хороший, но потом она сказала: "Вы знаете, слухами Земля полнится. Нам рассказали, что вы выступали в Отрадном и что-то спели..." Всё стало понятно. Я высказал ей всё, что думаю об этом. Вся проблема в том, что мои музыкальные вкусы не сошлись со вкусами тех людей, которые занимаются культурой и образованием в селе Отрадное. Всё очень просто. Такие случаи бывают. Я не выхожу за рамки школьных классиков. А что подростки заканчивают самоубийством, это зависит не от музыки, которую они слушают, а от социальной среды, в которой они растут, их отношений с родителями, сверстниками, учителями. Психологи утверждают, что невозможно человека уговорить наложить на себя руки - для этого должны быть предпосылки всей его жизни. В музыке люди ищут себе отдушину, и если лишить человека тонкого источника полёта и гармонии, то тем самым вы только сильнее толкнёте его свести счёты с жизнью.
Когда уходил из техникума, со мной заговорил один студент. Помимо прочих вопросов, он задал один каверзный: "А что вы будете делать, если никто не придёт на концерт?" Что я буду делать? Ничего не буду. Концерта не будет.
Он как в воду глядел. Мы отстроили всё, даже подобрали наиболее подходящее освещение. Я успел порепетировать. В назначенное время не пришёл никто. Мы прождали театральных полчаса и начали сворачиваться.
Я рассчитывал на техникум, но расстояние в 2 км от него до места проведения выступления - существенный отрицательный фактор. Неизвестно, объявляли устно в двух школах, или нет. В целом Вяземский оказался незаинтересованным в такого рода концертах местом. Об этом можно судить и по прошлым нескольким неудачным попыткам договориться здесь с людьми.
Пока бегал по Вяземскому, обморозил себе уши. Увезли меня на вокзал. Слава извинился, но я ему всё равно благодарен - он сделал, что мог. Просто нет опыта, как делать анонс. Следующий по списку - город Бикин и прилегающие деревни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий