вторник, 9 июня 2020 г.

Я лучше тебя, часть 7

Случай, который я собираюсь разбирать сейчас, для меня слишком показательный и наводит на множество выводов. Ради него затевалась вся эта серия публикаций.
Конечно, можно сказать, что этот случай единичный, и не стоит из него делать статистику. Но сам факт подобной встречи для меня является своего рода прояснением: в основном они там ни черта не хотят понимать и весьма ограниченно мыслят. Чего удивляться тому, что сегодня фактически стало нечего смотреть и слушать?
Недавно меня приспичило идти искать возможности проведения серии выступлений в образовательных учреждениях родного города. Я недавно вернулся из очередной длительной гастрольной поездки, но не сделал никаких записей - музыкальная программа была сырая почти до самого конца тура, к тому же в дороге произошла поломка в оборудовании. Чтобы восполнить пробел, я решил провести несколько концертов, дабы записать их на видео, аудио на новой аппаратуре. Обращался в школы, ВУЗы, колледжи. Многих заинтересовало.
В числе прочего ради интереса зашёл в одно место, в котором никогда раньше не бывал, хотя часто хожу мимо. Дальше пойдёт профессиональная дискредитация, но я всё равно назову это место - это наш местный Институт Культуры. Обычно я опускаю имена в таких случаях, но в этот раз слишком показательно название, которое уже подтверждает закономерность. Если вы слышите где-то слово "культура" - да, берите его в кавычки.
Не было у меня никаких задних мыслей и никакой подготовки к внештатному результату переговоров. Обычно мне либо идут навстречу, либо вежливо отказывают. Я прекрасно понимаю то и другое. Но здесь произошло то, к чему я был совсем не готов.
Я дождался педагогов, которые заведуют вопросами проведения концертов для студентов. Я считал уместным предложение провести творческую встречу человека, который много лет занимается музыкой, с молодыми людьми, которые ещё только практикуются в этом. Казалось бы, самое место для такой встречи. Однажды я выступал в музыкальной школе в посёлке Нижний Одес в Республике Коми для учащихся и педагогов - концерт прошёл очень тепло.
Но в этот раз меня сразу смутило, что эти две дамы как-то настороженно на меня смотрят. Вернее сказать, пренебрежительно.
Я представился, коротко рассказал, чего я хочу. Мне пояснили, что выступление возможно, если музыкальный материал будет укладываться в канву учебного процесса. Понятно, им важен формат. Но в таких случаях я не пытаюсь подстраиваться - лучше пусть откажут.
Я включил им концертные записи двух песен "Озеро снежное" и "Я не закончу этот день". У дамы напротив меня выражение лица не менялось.
Не дослушав второй песни, она сказала, что достаточно. И тут заговорила она: "Обычно такие к нам приходят поступать. Здесь нет ничего такого. Набор из трёх-четырёх аккордов. Все начинающие сперва мучились, потом им это надоело, и они приходят к нам учиться. Вы должны понять, что это у вас, прямо скажем - андеграунд. Темы одни - страдания. Вот придёте к нам поступать, мы вас научим. Так почти всегда - НАСТРАДАЛИСЬ и к нам. Всего хорошего." Весь разговор длился не более 10 минут. Всё это было безапелляционно сказано с абсолютной убеждённостью знатока без тени сомнения в своей правоте.
Я очень много общался с разными серьёзными творческими натурами на темы своих произведений и творчества в целом. Профессиональные художники, включая одного профессора худ графа, талантливые музыканты, которые десятки лет создают произведения и выступают, писатели и поэты, журналисты, режиссёры, научные сотрудники институтов, проповедники и представители духовенства из разных городов и стран никогда ещё прямо не разговаривали со мной ТАК. Зато я хорошо узнаю этот, обнажающий только собственную тупость, нивелирующий стиль общения из своего родного железнодорожного ВУЗа, который к искусству даже близко отношения не имеет. Когда дотянул до второго курса, мне уже было противно там находиться. Все остальные учебные годы старался меньше напрягаться - пусть ставят трояки, а я хоть буду спокойно своей музыкой заниматься.
Бывают же скучнейшие люди! Презрительно плюнуть в вашу сторону, когда вы ничего не хотели плохого, это я хорошо помню ещё в стенах родной Альма Матер. Ни во что не ставить вашу личность, а только ждать от вас сухого результата, угоды и подобострастия. С ними было трудно как с людьми. Каждый из них олицетворял собой препятствие, которое надо преодолеть и скорее забыть. Мой отец называл таких людьми ушлыми, которые сами ничего не могут, поэтому начинают учить других - это их способ самоутверждения.
Я вспоминаю с теплотой только своих школьных учителей и некоторых преподавателей из своего ВУЗа, которые вели не профильные предметы - историю, философию, культурологию. С гуманитариями было интересно. Также некоторые лаборанты, принимавшие только зачёты. За редкими исключениями все остальные нас мучили. Тяжело в учении, но любые тяготы переносить легко с хорошими людьми. Сейчас у меня почти не возникает желания встретиться с кем-то из них и просто пообщаться. По большей части не о чем было с ними поговорить, кроме предмета. Чаще всего это именно скучные люди. Попадались очерствевшие и озлобленные.
Надо полагать, такое отношение к другим у них выработалось за долгие годы преподавания. Через них конвейером идут студенты, которые постоянно от них что-то хотят - зачёты и оценки главным образом за красивые глаза. Отношение тоже конвейерное. Вечное противостояние: одни не хотят учиться, другие не хотят уступать и заняли глухую оборону, чтобы не допускать до сессии без боя. До мордобоя, не помню, доходило ли, но одно убийство студента преподавателем нашумело.
А тем более железная дорога! Каждый работник железной дороги - винтик огромной слаженной системы. Туда идут работать только за хорошие деньги. Представьте себе, чтобы кто-то испытывал любовное чувство к железной дороге! Она вся холодная и железная, начиная от рельс, заканчивая диспетчерами. Разумеется, я даже не планировал там карьеру. Я хотел научиться программированию, которое было в нашей специализации, но в итоге ничему толком не научился, наелся бесполезными предметами. Программирование во многом творческий процесс - постигал уже сам на практике, после того как получил свой ненужный диплом.
И вот передо мной такие же люди, да ещё советуют идти поступать к ним. Институт гуманитарный, но апломб ещё выше. А сдались вы мне? Учителями для меня сейчас являются те музыканты, которые сочетаются с моим вкусом и в настоящее время создают достойные произведения. Подчёркиваю - в настоящее время. Все авторы, которые писали только по молодости, в настоящее время авторами не являются.
Ваших творений я не слышал, но у меня есть основания думать, что у вас и нет ничего. На вас не стоит заострять внимание, но я разберу ваши слова ради многих непосвящённых, сомневающихся, ищущих и особенно ради тех, кто хочет учиться музыке.
Жалко, в момент нашего короткого разговора не присутствовал третий эксперт в качестве свидетеля. Хорошо бы сюда владивостокского пианиста-виртуоза, который не раз на моих концертах бывал. Для тех, кто давно в искусстве, полагаю, здесь каждое утверждение является профанацией.
Три-четыре аккорда, как она сказала, видимо, это одна из стандартных фраз, чтобы отшивать кого-то. Если брать песню "Озеро снежное", там аккордов где-то полтора десятка. Вторую песню "Я не закончу этот день" мы прослушали чуть больше минуты, поэтому там всего нельзя было услышать. В каком смысле там вообще уместно понятие аккордов? Структура риффовая большей частью. Обыгрывается тоника в переменной ладовости. А судя по тому, как эта всезнающая дама брезгливо произнесла "андеграунд", видимо, не понимает совсем, на чём зиждется рок-музыка. Аккордными обозначениями "Am", "Dm" эти композиции не записываются. Чаще всего разучивают риффы по специальным "табам" начинающие, а профессионалы на слух подбирают. Или она тоники считает, называя это аккордами? Ну, пусть скажет бедуинам или индусам, что они наигрывают самую примитивную музыку вокруг одной-двух тоник.
Показательно ещё вот что. Если вы внимательно читаете публикации, когда я писал про работника филармонии, он оценил именно песню "Я не закончу этот день". Правда, он нашёл в ней только технику. Если эта дама ничего не нашла, всё это говорит о субъективизме оценок всех этих людей. То есть опять везде одна вкусовщина! И все они будут болтать каждый что-то своё в меру своих способностей что-либо воспринимать и оценивать. Работник филармонии, напомню, является композитором и исполнителем, чьё творчество мне не зашло. Поэтому он гитарную технику и увидел, потому что зациклен на ней.
Никогда они не сойдутся в едином мнении, как учёные одного профиля. Потому что в искусстве не как в точной науке - нет единых критериев, базовых аксиом, от которых можно отталкиваться в своём исследовании и выставлении оценок. Если есть какие-то общие правила, то лишь постольку поскольку. Если кому-то понравилось произведение, значит оно имеет право на существование. Всем остальным корректней будет сказать: "Это не моё." Перед тем как советовать что-то переделывать, подстраивать, менять - "улучшать" как бы - лучше вам сперва в свою критическую парадигму добавить ещё одно направление в искусстве. Не укладывается в вашей голове - это не проблемы автора. Научный методологический принцип бритвы Оккама оставьте в своём унылом кабинете. Плодить сущностей - приветствуется! Это искусство!
Уж тем более оставьте при себе смешные возражения, типа "ему нельзя петь" (такое однажды слышал про Юрия Шевчука от выходцев из того же института). Вот их экспертный уровень: научились петь под минусовку, теперь считают себя самыми умными. Доживут до предпенсионного возраста, засядут в какой-нибудь комиссии, и будут блистать суждениями, умничать друг перед другом и утверждать всевозможные календарные программы городских фестивалей.
Песня "Я не закончу этот день" на концертах была довольно дискутируемая по части содержания. У меня на эту песню даже целая огромная глава написана. Но эти господа самого главного, содержания, вообще не видят. Один смотрит на технику чёса медиатором, другая считает тоники, и на этом выносят свои вердикты достоинства произведения.
На этом всё касательно формы музыки. В любой музыке меня интересует прежде всего содержание и наполнение. Перейдём к содержанию. Точнее, к тому, что эта женщина смогла увидеть в моих песнях. Страдания. Не знаю, какие там страдания в песне "Озеро снежное". Описание зимней природы. Вторая песня - погружение в экзистенциальную проблему, безвыходный тупик в поиске счастья и цели существования. Распространённая беда людей. Не понравилось ей, что я пою про это? Но только один вариант страданий является приемлемым в их формате - любовная мелодрама.
"Настрадались - и к нам," - претензия на роль духовного Гуру, который умеет решать человеческие проблемы. Для меня совершенно ясно, какой уровень этого гуру в понимании музыки - сходный, как у некоторых директоров поселковых ДК.
Видно, это дама убеждена полностью, что со временем закономерен переход из области андеграунда в сферу профессиональной музыки, типа эстрады (под профессиональностью здесь подразумевается, что музыка становится ремеслом для зарабатывания денег). Но я навскидку назову известный пример обратного перехода - Игорь Тальков. Или тот же Кирилл Толмацкий, известный "Дэцл". Так что не факт. Из формата идут в неформат. Форматность - не признак какого-то венца эволюции для артиста. Скорее это конец для него. Но форматность для всех этих членов жюри является критерием качества. Поэтому они формат считают лучше неформата. В конечном счёте всё должно стать форматным, и ты не исключение! Приходите к нам учиться!
С такой же убеждённостью как-то раз мне один поддатый гастарбайтер объяснял, что Стас Михайлов - это круто! Всё, что я играю, по его словам - устарело. Пришлось с ним согласиться, чтобы прекратить дальнейший разговор.
Помилуйте! Я только что видел, кого они выпускают из своего института. Перед тем как я зашёл к ним в кабинет, меня попросили дождаться прослушивания студенток в актовом зале. Я присутствовал на прослушивании. После окончания ко мне подошёл молодой педагог, к которому меня изначально направили, и любезно спросил:
- Ну, как они вам?
- Ну… Неплохо.
Когда меня спрашивают, что я думаю насчёт той или иной местной группы, то если это чистая кавер-группа, я ничего о них не думаю. Кавер-группы мне не интересны. Как иногда в школе говорят: оценка на балл ниже. А если спросят про певицу, которая только под минусовку поёт чужие композиции, то для меня таких и вовсе не существует. Даже если там какой-то исключительный вокал, интерес это может вызвать только на один раз. Если меня пригласят сходить на очередного каверщика, не пойду точно.
Я не помню, чтобы в нашем Колледже пели под минус. Кажется, это дурной тон. Всё должно звучать живьём. Либо а капелла, либо под ф-но, либо под оркестр, либо ещё как, но без всяких халтур.
На этом прослушивании был прогон отчётных выступлений. Песни из малоизвестных направлений, что-то из мейнстрима новомодного. Кое-что я слышал раньше. Было что-то приджазованное. Большинство на английском. Всё та же эстрада и джаз. Но это не тот джаз, которому учили в колледже. Хотя джаз прошёл мимо меня, но для меня человек, играющий джаз - музыкант высокого уровня. А в этом случае каждый номер студенток - копирование оригинала. Воспроизведение вокальной мелодики без понимания гармонии. Ну, для зачёта сойдёт.
Настоящий джаз слишком непрост, я считаю, чтобы вокалисты уровня эстрады могли видеть там все эти конструкции. Для этого ещё надо инструменталистом быть и постоянно этот джаз исполнять. Аранжировки, по всей видимости, скачаны из интернета.
Содержание не режет слух, потому что тексты на английском. Хотите разочароваться? Почитайте перевод любимых англоязычных песен. Иностранный язык стерпит всё. Там банальности чаще всего. Раздутые страсти. Кичливости много, надуманности. Часто пошлятина и сквернословие, если это рок-музыка. Популярность завоёвывает именно это (впрочем, как и попса в нашей стране). Высокую поэзию встретите редко. Но поскольку музыкальный уровень в целом там повыше, то предпочтение отдаётся иностранщине. У нас сейчас практически ловить нечего, да и своё авторское не приветствуется.
Во время прослушивания прозвучала одна джазовая композиция с набором слов "дал дуба у дуба" - всё в таком духе. Большего и не требуется. Усложнённое караоке. Но джаз под минус петь, мне кажется, издевательство над жанром, ведь он считается почти академическим, прогрессивным.
Как оно мне? Интересуются. Я сижу с каменной физиономией, мне даже неудобно. Вон их подбадривают, им льстят. Какие они классные на сцене! Оставайтесь с нами всегда! Напоминает членов жюри программы "Голос". Я тоже должен расползаться в улыбке, на лету придумать комплимент. Вот я сухарь деревянный...
В моём железнодорожном ВУЗе и в частных творческих студиях мне доводилось слышать настоящих талантов. А тут - подражание гламуру, пустота одна. Полагаю, они там сами не понимают, о чём поют. Я жду проявления личности на сцене. Но там одна ряженая заурядность, много показного, актёрские движения. Я жду мысли, которую донесут до меня, но такой цели вообще не ставится. Поэтому английский язык, чтобы наоборот скрыть недостатки содержания. Это больше самопоказ, как на параде моды.
Здесь учат эстраде. Если к этому в дополнение идёт джаз, значит эстрада как бы элитная. И всё. Вот таких певцов караоке с большим эго и репертуаром ни о чём потом выпускают из этого храма культуры.
После всего к студенткам подошёл молодой педагог и спросил, сколько стоит у них исполнение одной песни. Надо там на 23 февраля кое-где выступить, мужиков с праздником поздравить.
Одну студентку это засмущало. Спросила, кто спрашивает. Он женат или нет? Если не женат, то её телефон не давать, а то уже было один раз - еле отвязалась.
Праздничные корпоративы - вот будут предложения выпускницам. Давайте ещё шампанское и певичек сюда! Кого там искусство интересует?


Комментариев нет:

Отправить комментарий