среда, 20 мая 2020 г.

Вырождение нации, часть 5

Прогрессивная музыка недавнего прошлого сейчас исследуется, разбирается, переиначивается, потому что в настоящее время черпать особенно нечего. Вернее сказать, конечно, есть чего почерпнуть и сейчас, но это не лежит в сфере интересов широкой массы населения, вкус которого изрядно упал.
Мы живём в то время, когда соревнуются сенсационные заголовки жареных новостей. И пусть там при прочтении ничего особенного - какая-то бесполезная, непроверенная, тысячу раз пережёванная, спекулятивная или откровенно ложная информация. Зато реклама через каждый абзац. Все хотят рейтингов, добиваются этого всеми средствами. И так везде. Это настоящий базар, где все набивают себе цену. А мы как больные шопоголики заделались пожирателями рекламы, как будто нет ничего более достойного для прочтения и изучения. На таком дешёвом уровне потребления почти вся основная актуальная информация.
Одноразовое творчество также заполнило всё. Казалось бы, хватит уж плодить то, чего наплодили без меры. Но не уймутся посредственности. Некоторые даже не чураются навязчивых методов маркетинга. Кто-нибудь из таких без приглашения и приветствия начнёт вам кидать свои стихи с музыкой - только успевай банить ещё графоманов наряду с прочими ботами.
Нынешнему миру не хватает состояния покоя. Наибольший вектор творческого развития на данный момент, мне кажется, лежит в направлении спокойной музыки. Все остальные жанры пресыщены до предела, начинают перехлёстывать друг на друга, но никак не могут в своих творениях продвинуться в направлении смыслового погружения. Пустое бурление, но постоянный экшн уже себя изживает. Не хватает безмолвия.
Многие музыканты стали это осознавать. Длительность современных медитативных композиций начинает существенно вырастать, и это уже не укладывается в привычный тизерный шаблон двух секунд. Это кажется однообразным и растянутым. Слушать такое с ожиданием какого-то развития, что вот-вот начнётся, что-то произойдёт, сюжет развернётся - не происходит ничего. А в чём тогда прикол? Что за тупняк?
И в этом весь прикол. Расслабьтесь. Это и есть музыка. Вам суета ещё не надоела? Попробуйте наблюдать статичную картину и погружаться в неё. Здесь идёт развитие вокруг ясно очерченного стержня. Тема заявляется с самого начала, интрига здесь отсутствует. Да и весь жанр не ради интриг, неожиданностей, крутых поворотов. Эта музыка может казаться исключительно фоновой, но её значимость тем не меньше. Правильный фон необходим, чтобы гармонизировать жизнь.
Композиция может быть как одна большая, так и несколько небольших в концептуальной связи. Общая длительность доходит до часу и нередко до нескольких часов. Как можно это оценивать бегло? Если в среде авторской песни считается дурным тоном писать песни длительностью больше трёх минут (главным образом по причине замусоленных одних и тех же аккордов, которые уже давно оскомину набили), то как можно слушать три часа одно и то же? Но в этом и задача композитора создать такое произведение, чтобы его просто включить и раствориться в нём надолго.
В общем, творчество бывает самое разное - с подтекстом, без подтекста, а также состоящее практически из одного подтекста. Последнее требует сосредоточения и погружения, определённой зрелости, также как способность воспринимать крупные формы.
Сформулированная истина до краткости элементарна. Также как краткость - сестра таланта. Но путь к постижению простых истин может быть извилистым и долгим. Поскольку истина всеобъемлюща, то полезны рассуждения о ней, которые бы устанавливали связь всех аспектов жизни с истиной. Высокое искусство тоже этому служит. Это и есть погружение.
Все последние сознательные годы меня интересует только это. Моя целевая аудитория - также искатели истины. В переломное время для страны и общества таких искателей становится больше. Но сейчас период затишья и безвременья.
А это значит, что ты идёшь через толпу людей, как по пустыне. Ты не можешь заговорить с любым, рассчитывая на полное взаимопонимание. Либо это тусовщик вечно на позитиве, либо нахлобученный жизнью человек вечно на негативе. Ни тот, ни другой в своих рассуждениях о жизни не поднимается до причинного уровня. В сущности это один и тот же человек, но под разными обстоятельствами. Найти спокойного и мудрого, который в своём сознании выше обстоятельств - задача. Или хотя бы найти и собрать в одном месте тех, кто стремится к этому.
Чтобы эффективно двигаться в такой среде, и от продвижения был прок, надо хорошо понимать, что это за среда. А именно - болото. Двигаться очень непросто. Почти все усилия пройдут впустую, если просто идти напролом. Правило движения по болоту - строго по кочкам. Надо учиться находить опоры.
Разобщённость людей сильно усложняет налаживание связей. В России нет такого единства людей конструктивных, творческих и думающих, чтобы, испытав удачу в одном каком-то месте, быть уверенным, что получишь поддержку в следующем месте. Почти каждое место приходится прорабатывать заново и почти с нуля. Несколько лет активных гастролей почти не сдвинули ситуацию с мёртвой точки. Меня не засыпали предложениями из других городов (исключения - редки), и если прекратить сейчас всем этим заниматься, то вспомнит об этом, пожалуй, считанное число людей: куда он подевался?
Лучше оказалась ситуация в Казахстане. Там люди очень дружны между городами, и поиск нужных людей уже не ложился целиком на мои плечи. Раскопав несколько первых городов, с остальными меня уже свели. Ещё более благоприятная ситуация сложилась с представителями Русской Православной Церкви за пределами России. Всё было бы по-другому, если бы я всё это знал раньше. Но жизнь учит.
Итак, возвращаясь к российскому болоту, я уже смирился с той закономерностью, когда ты приезжаешь в большой город и вынужден наблюдать публику на творческой встрече, которую по пальцам пересчитать. И это все? Организаторы разводят руками. Ситуация слишком частая. Какого артиста ни пригласят - да, это все. Плюс-минус в зависимости от известности человека. А где остальные? Сообщали многим, но этот не смог, этот на смене, этот уехал, эти на даче, и так далее. К слову сказать, в Казахстане мне звонили и писали те, у кого не складывалось по каким-то причинам, но они очень хотели познакомиться. Не говоря уже про Киргизию, где люди сходились по первому зову на место встречи - в храм. Причём шли без каких-то особенных заманух - потому что настоятель сказал прийти.
Как мыслит простой человек в нашей стране, когда его пригласили на концерт? Меня зовут туда-то. Зачем мне это надо? У меня своих куча дел, надо обои клеить. Да и вообще, я устал. Кто он такой вообще? Путешественник, музыкант. Много таких. Надо поддержать человека? Меня бы кто поддержал.
Уделять время на что-то ещё в своей жизни, на какое-то полезное знакомство, общение с новым человеком, приехавшим издалека, считается у нас делом лишним. Повседневная суета чрезвычайно важна. У нас не стало такого, что сами такие встречи, творческие вечера, общение единомышленников играли какую-то ключевую роль в жизни. Суета важна. А эти встречи - зачем вообще? А когда же суета? Когда обои клеить?
Есть и другая проблема, что наблюдается в творческой среде. Недоверие. К нам едет музыкант. А вдруг он лучше меня? Да ну его! Больше всего недоверия среди представителей сходных направлений. Чтобы меньше создавать конкуренций, лучше ехать за рубеж, где культура отличается в корне.
Ну и в конечном счёте информационный век вносит свои коррективы, в разы уменьшая число людей на концертах в сравнении с теми годами, когда интернета не было. Что интересно, сами же потом маются от серости и однообразия. А всего-то было нужно открыть свою дверь для чего-то нового, которое само постучалось. Видно, жизнь действительно такая, какой мы сами её выбираем.
Считанные единицы тех, которые приходят сами, без заманух. Вот они перед тобой. Ты видишь их глаза. Главным образом это представители активной творческой интеллигенции, вчерашние неформалы и молодые меломаны. Это те, которые не будут просить Цоя, не будут сидеть в верхней одежде на заднем ряду, обнимая сумку, в полной готовности с минуты на минуту пойти домой готовить ужин и смотреть свой телевизор. Напоминает это всё какое-то секретное собрание людей, посвящённых в тайный заговор, которых волнует дальнейший путь, по которому пойдёт общество. Всех членов собрания беспокоит ответ на вопрос, как жить дальше, они заводят разговоры на эту тему и, конечно, спрашивают о творчестве. Музыка выступает обрамлением для диалога о главном. Это точно не для всех. На что можно надеяться, на какие изменения в жизни и в обществе, если так мизерно мало желающих что-то менять?
Для чего люди обычно собираются вместе? В основном родные, чтобы помочь друг другу по делам семейным. Собираются друзья, чтобы провести вместе досуг. Разговоры - сплетни и новости обо всём, что нас не касается. Или бесконечно долгое обсасывание тем ничтожных, разговоры про барахло и шмотки. Всё это настолько вшиво и мелко, что диву даёшься, почему этому отдаётся предпочтение. Попробуй поставить неудобный вопрос ребром: а зачем мы живём? неужели ради этой всей шелухи? От вас сбегут. Они не захотели и не смогли возвысить свои рассуждения, а значит вы их только что унизили. Упрёк предъявили. Возможно, потому и не приходят, чтобы неудобных вопросов избежать, неприятные факты про себя не узнать ненароком.
Люди почти не собираются по такому поводу, а значит не склонны менять свою жизнь. Обычно так до первых серьёзных неприятностей. Веским поводом для собрания может стать только какой-нибудь очередной протестный митинг. Когда у всех начались проблемы, поиграть в политику - это святое. Требовать перемен! Это подобно тому, как сегодня человек относится к своему здоровью - ложится на операцию, когда надо уже резать, вместо культивирования здорового образа жизни и занятия профилактикой. Сколько обвинений сыпется на врачей! Вплоть до угроз. Самыми виноватыми становятся те, кто берётся спасать нашу никчёмную жизнь. "У человечества всего - то колики, то рези, - и вся история его - история болезни." В. Высоцкий.
Нет на свете человека абсолютно без проблем и без пороков. Ты приехал к людям поговорить об этом - обсуждать, а не осуждать. Поэтому творческий посыл не имеет конкретного адресата. В песнях не прозвучит ни одного настоящего имени. Но это может быть воспринято, как осуждение и обвинение, если какой-то лирический образ совпадёт с чьей-то конкретной ситуацией, или если твоё суждение о каком-то явлении в целом вдруг заденет кого-то одного. Встают и уходят. Но иначе просто никак. Кто покрепче нервами, сидят дальше.
В целом гордость не позволяет выслушивать многое. Российский народ разобщён, и причина этому (а может, наоборот - следствие), как мне видится, кроется в завистливости друг к другу. Особенно к выдающимся людям. Знаменитого хабаровского художника Павлишина не любят художники в регионе. Хотя ему кланяются целые японские делегации, которые понимают толк в искусстве. Комсомольский театр КнАМ не собирает огромных залов в родном городе и, вообще, едва сводит концы с концами, но выступает с огромным успехом в Европе. Причём надо представлять хорошо, где КнАМ, а где Европа - другая сторона Земли почти. Ближе до Франции достучаться, чем у себя на родине пронять население. Только истинные ценители посещают их спектакли здесь, а там - мест нет, аншлаги. Или те же нанайцы из села с населением чуть более 400 человек со своими национальными песнями и танцами ездят по миру.
Это ли всеобщий закон или только наш российский? Но мне кажется, ни в одной стране мира не идёт на экспорт столько светлых голов, сколько у нас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий