Редко стал писать про хороших людей, а надо это делать чаще. Фильм, которым я занимался, оказал мне ещё одну услугу. Его посмотрел один уникальный человек и пригласил меня к себе. Таким образом я побывал в необычной школе с инновационной системой обучения, директор которой Павел Шмаков. И я сразу испытал досаду, что в своей юности обучался в обычной общеобразовательной школе, которую едва мог терпеть. А этим ребятам повезло больше. Всё благодаря ему.
Школа находится в Казани и называется "Солнце". С порога я сразу почувствовал уют и душевный комфорт. Если здесь принято разуваться, значит тут культивируется чистота. Жалко, что ничего подобного в моей жизни не было. Само здание школы по своей архитектуре не было школьным. Выкрашенная и отреставрированная сталинка - самый обычный дом в центре города. Когда-то в этом доме было что-то другое, пока не перепрофилировали под школу. Подобную несуразицу я однажды встречал в одном здании бывшего кинотеатра во Владивостоке, который переделали в Храм Казанской иконы Божией Матери. Эти архитектурные неожиданности вносят оригинальность в то, для чего они служат крышей и стенами.
Совсем недавно для школы построили современный второй корпус и соединили переходом со старым зданием. Учебное заведение стало инновационным и в своём облике, и в системе обучения.
Хоть я не вникал во все аспекты жизни школы, но впечатление одного дня пребывания здесь говорило о том, что место необычное. Здесь все очень дружны.
С казанского автовокзала меня довёз до школы родитель одного из учащихся. Это примечательно. Если директор так запросто может попросить кого-то из родителей привезти кого-то в школу ради общих задач, значит с родителями у него вполне личные дружеские отношения.
Одна из главных задач этой школы связана с воспитанием, чем обычно пренебрегают в других школах. Чтобы добиться этого, директор старается вовлечь родителей в процесс. Без этого никак. Всё воспитание должно осуществляться дома, а школа только дополняет домашнюю работу, которую должны делать родители с детьми. К сожалению, многие родители до сих пор считают, что воспитывать их детей должна школа, и даже это может прозвучать в обвинительной форме в адрес учебного заведения. Но это совсем не так.
Обычные школы в основном заняты только программой образования и стремятся вбить в головы замордованных детей всё, что им спускают сверху. А если вдобавок ещё родители не воспитывают своих детей, то дело будет совсем худо. Чего удивляться тому, когда на выпускной начинается такой гулёж, а потом все разлетаются, стараясь быстрей забыть родные стены... Потом бывшие ученики меняют кучу всяких профессий, пробуют все недозволенные дела, а после жалуются на судьбу-злодейку. В общем, ни одна задача не осталась толком решена - ни воспитание, ни образование.
Мне очень приятно осознавать, что мои песни отвечают воспитательным задачам этого необычного... не хочется называть учреждением это место. Просто дом. Здесь хочется быть, как дома. И каждое утро спешить сюда, потому что тут всегда интересно.
Мы подобрали удобный день, в который я провёл два небольших выступления в школе - для старших учащихся и для родителей. Выступать в таком месте для меня было честью. Директор был прост, обаятелен и напоминал больше актёра, типа Жерара Депардье, и совсем не вызывал ощущения статусной персоны. С ним было комфортно и легко. Дети его очень любили.
Выступление в конце дня предваряло родительское собрание. Директор вызвал родителей в запланированный день и перед тем как перейти к злободневным школьным вопросам, пригласил в помещение спортзала, который по совместительству был актовым залом. Там всё было уже настроено, и я начал концерт.
Я не был скован рамками, никаких требований мне не ставилось. Я спокойно исполнял "Его отец стал пить" и прочие злободневные дела. А когда закончилось моё выступление, директор провёл родителей к себе в кабинет.
Один из главных вопросов, который он хотел обсудить с родителями, - случаи "дедовщины" в школе. То есть когда старшие обижают младших. А также случаи дискриминации "особых" детей. В школе учатся также дети-инвалиды. Такие случаи должны пресекаться на корню, пока среди школьников не началось деления на касты. Горе тому, кто угодит в касту неприкасаемых.
Допустим, в моей школе насилие никак не пресекалось. Если кого-то гнобили - это его проблемы. Если поставить вопрос об исключении из школы тех, кто совершает насилие, унижает одноклассников и других учеников, ответ был, что их исключать нельзя, потому что их потом никуда не возьмут. И эта наша школа старалась держать марку элитной гимназии, в которой изучают восточные языки. Боюсь представить, что творилось в школах на окраинах - арестантские и дворовые законы.
Быть исключённым из казанской школы "Солнце" за своё поведение будет обидно и позорно. Поэтому тут стараются все. Выступая перед учащимися, я чувствовал свою роль, как помощник педагогов. Поэтому когда мне высказала типичную просьбу одна из учениц сыграть что-нибудь повеселее, я спокойно начал им объяснять примерно следующее, как будто не я к ним приехал, а они ко мне пришли: "Ребята, мы находимся в школе. Учиться нелегко, и я не планировал играть для вас лёгкую музыку. Так же как на концертах филармонии мы должны внимательно слушать, также и здесь, чтобы вникнуть в эти песни, мы должны сосредоточить своё внимание, напрячь свой мозг. Мы должны черпать для себя полезное, а полезного нет в лёгкой музыке. В конечном счёте мы должны покинуть школу, сделавшись другими людьми, когда выучимся всему самому нужному и хорошему. Но на этом учёба не закончится. Жизнь - это школа. Используйте возможность учиться жизни здесь, открывать для себя новое, иначе потом жизнь заставит считаться с её законами. Всех нерадивых она воспитывает суровыми методами. Поэтому приложим наши усилия сейчас. Этот концерт - часть нашей учёбы."
Программу на 40 минут восприняли не все ученики. Но были те, кто подходил и благодарили. Обычный результат.
Вечером после родительского собрания я уже спал в спортзале на матах, завернувшись в спальник. Закончив кулуарное общение с родителями, вернулся директор и предложил мне либо остаться здесь, либо поехать к нему домой. Конечно к нему домой! Какой разговор...
За ужином разговорились. И мне не хватило одного вечера, чтобы обо всём поговорить с этим человеком. Запомнилось, как он общался со своей младшей дочерью:
- Как тебе ананас?
- Я люблю ананас!
- Это я тебя люблю! Не так надо говорить.
- А как?
- Нравится.
- Мне нравится ананас.
Своих детей я бы отдал в такую школу. К сожалению, одну такую необыкновенную уже закрыли со смертью основателя и директора - школу Щетинина. Даже обвинили в сектантстве. Слишком высокие показатели обучаемости.
Школа находится в Казани и называется "Солнце". С порога я сразу почувствовал уют и душевный комфорт. Если здесь принято разуваться, значит тут культивируется чистота. Жалко, что ничего подобного в моей жизни не было. Само здание школы по своей архитектуре не было школьным. Выкрашенная и отреставрированная сталинка - самый обычный дом в центре города. Когда-то в этом доме было что-то другое, пока не перепрофилировали под школу. Подобную несуразицу я однажды встречал в одном здании бывшего кинотеатра во Владивостоке, который переделали в Храм Казанской иконы Божией Матери. Эти архитектурные неожиданности вносят оригинальность в то, для чего они служат крышей и стенами.
Совсем недавно для школы построили современный второй корпус и соединили переходом со старым зданием. Учебное заведение стало инновационным и в своём облике, и в системе обучения.
Хоть я не вникал во все аспекты жизни школы, но впечатление одного дня пребывания здесь говорило о том, что место необычное. Здесь все очень дружны.
С казанского автовокзала меня довёз до школы родитель одного из учащихся. Это примечательно. Если директор так запросто может попросить кого-то из родителей привезти кого-то в школу ради общих задач, значит с родителями у него вполне личные дружеские отношения.
Одна из главных задач этой школы связана с воспитанием, чем обычно пренебрегают в других школах. Чтобы добиться этого, директор старается вовлечь родителей в процесс. Без этого никак. Всё воспитание должно осуществляться дома, а школа только дополняет домашнюю работу, которую должны делать родители с детьми. К сожалению, многие родители до сих пор считают, что воспитывать их детей должна школа, и даже это может прозвучать в обвинительной форме в адрес учебного заведения. Но это совсем не так.
Обычные школы в основном заняты только программой образования и стремятся вбить в головы замордованных детей всё, что им спускают сверху. А если вдобавок ещё родители не воспитывают своих детей, то дело будет совсем худо. Чего удивляться тому, когда на выпускной начинается такой гулёж, а потом все разлетаются, стараясь быстрей забыть родные стены... Потом бывшие ученики меняют кучу всяких профессий, пробуют все недозволенные дела, а после жалуются на судьбу-злодейку. В общем, ни одна задача не осталась толком решена - ни воспитание, ни образование.
Мне очень приятно осознавать, что мои песни отвечают воспитательным задачам этого необычного... не хочется называть учреждением это место. Просто дом. Здесь хочется быть, как дома. И каждое утро спешить сюда, потому что тут всегда интересно.
Мы подобрали удобный день, в который я провёл два небольших выступления в школе - для старших учащихся и для родителей. Выступать в таком месте для меня было честью. Директор был прост, обаятелен и напоминал больше актёра, типа Жерара Депардье, и совсем не вызывал ощущения статусной персоны. С ним было комфортно и легко. Дети его очень любили.
Выступление в конце дня предваряло родительское собрание. Директор вызвал родителей в запланированный день и перед тем как перейти к злободневным школьным вопросам, пригласил в помещение спортзала, который по совместительству был актовым залом. Там всё было уже настроено, и я начал концерт.
Я не был скован рамками, никаких требований мне не ставилось. Я спокойно исполнял "Его отец стал пить" и прочие злободневные дела. А когда закончилось моё выступление, директор провёл родителей к себе в кабинет.
Один из главных вопросов, который он хотел обсудить с родителями, - случаи "дедовщины" в школе. То есть когда старшие обижают младших. А также случаи дискриминации "особых" детей. В школе учатся также дети-инвалиды. Такие случаи должны пресекаться на корню, пока среди школьников не началось деления на касты. Горе тому, кто угодит в касту неприкасаемых.
Допустим, в моей школе насилие никак не пресекалось. Если кого-то гнобили - это его проблемы. Если поставить вопрос об исключении из школы тех, кто совершает насилие, унижает одноклассников и других учеников, ответ был, что их исключать нельзя, потому что их потом никуда не возьмут. И эта наша школа старалась держать марку элитной гимназии, в которой изучают восточные языки. Боюсь представить, что творилось в школах на окраинах - арестантские и дворовые законы.
Быть исключённым из казанской школы "Солнце" за своё поведение будет обидно и позорно. Поэтому тут стараются все. Выступая перед учащимися, я чувствовал свою роль, как помощник педагогов. Поэтому когда мне высказала типичную просьбу одна из учениц сыграть что-нибудь повеселее, я спокойно начал им объяснять примерно следующее, как будто не я к ним приехал, а они ко мне пришли: "Ребята, мы находимся в школе. Учиться нелегко, и я не планировал играть для вас лёгкую музыку. Так же как на концертах филармонии мы должны внимательно слушать, также и здесь, чтобы вникнуть в эти песни, мы должны сосредоточить своё внимание, напрячь свой мозг. Мы должны черпать для себя полезное, а полезного нет в лёгкой музыке. В конечном счёте мы должны покинуть школу, сделавшись другими людьми, когда выучимся всему самому нужному и хорошему. Но на этом учёба не закончится. Жизнь - это школа. Используйте возможность учиться жизни здесь, открывать для себя новое, иначе потом жизнь заставит считаться с её законами. Всех нерадивых она воспитывает суровыми методами. Поэтому приложим наши усилия сейчас. Этот концерт - часть нашей учёбы."
Программу на 40 минут восприняли не все ученики. Но были те, кто подходил и благодарили. Обычный результат.
Вечером после родительского собрания я уже спал в спортзале на матах, завернувшись в спальник. Закончив кулуарное общение с родителями, вернулся директор и предложил мне либо остаться здесь, либо поехать к нему домой. Конечно к нему домой! Какой разговор...
За ужином разговорились. И мне не хватило одного вечера, чтобы обо всём поговорить с этим человеком. Запомнилось, как он общался со своей младшей дочерью:
- Как тебе ананас?
- Я люблю ананас!
- Это я тебя люблю! Не так надо говорить.
- А как?
- Нравится.
- Мне нравится ананас.
Своих детей я бы отдал в такую школу. К сожалению, одну такую необыкновенную уже закрыли со смертью основателя и директора - школу Щетинина. Даже обвинили в сектантстве. Слишком высокие показатели обучаемости.
Комментариев нет:
Отправить комментарий