четверг, 18 января 2024 г.

Южные раздолбаи

Раздолбаи водятся на юге. Это не аксиома, но некоторая статистика наблюдений. Есть логичное объяснение такому распределению, так как вести раздолбайский образ жизни проще в тёплых краях и курортной зоне. Вряд ли вы их встретите в большом количестве где-нибудь в Мурманске. Сложно представить человека в сандалях, пёстрой рубахе и странным хайратником в Воркуте. Если вы поедете за полярный круг, то раздолбаем там скорее будете вы. Потому что в Архангельске не раздолбаи - там серьёзные алкаши. 

Чем характерны раздолбаи? Не обязательно тягой к курению травы или чего-то ещё. Будучи в здравом уме, типичный признак - отсутствие планов на жизнь, устремлений, постоянной занятости, постоянных человеческих уз и пустое прожигание времени. Притом это не состояние депрессии, опущенных рук, залитого воротника, а вполне нормальная, по его мнению, позиция, и общий настрой при этом скорее приподнятый. 

Многие из таких склонны к творческим и духовным поискам, но часто этим только оправдывают своё безделье. Отсюда безответственность, ненадёжность, занудство и болтливость. Могут среди них встречаться исключительные уникумы, способные привлечь к себе много внимания, но на то и уникумы, чтобы встречаться исключительно редко. А в основном... 

Широта и неадекватность раздолбайских мечтаний, фантазий редко способствует их реализации. Скорее мечты и есть для него подобие реальности, где можно просто находиться. Может, в этом основная предпосылка ко всякому искусству? Но выдающихся гениев среди раздолбаев я не встречал, потому что выдающийся должен много трудиться по своей стезе и покончить со своим раздолбайством. 

Типичный пример мне однажды попался в Хабаровске. Я его почти не запомнил, поскольку спешил мимо. У меня в этот день было запланировано выступление, и я торопился. На улице стоял чудной персонаж в необычной одежде и, кажется, с дредами на голове. Он что-то разложил подле себя и всячески давал понять, что путешествует по миру и нуждается в финансовой поддержке. Своеобразный стрит. Только в обмен на мелочь он предлагал не музыку с песнями, не карандашные портреты, не какие-то иные плоды творчества, а исключительно красивые глаза свои. Мне так показалось. Ну, или фотографии из разных мест, которые напечатать не составляет труда, а потом продавать первым встречным. В лучшем случае - сувениры. А чтобы такой товар имел спрос, нужно делать красивые глаза. Разная фигня в обмен на небольшие деньги, чтобы это не выглядело чистым асканием. 

Он навязчиво улыбался американской маркетинговой улыбкой и пристально прицелился в меня. Возможно, он увидел во мне своего. Ему так показалось. Я шёл с рюкзаком, гитарой. Мне предстояло готовиться к выступлению. Не помню, что он сказал мне, приглашая к общению, только у меня совсем не было времени. Пройдя мимо, я вслед уловил фразу: "Мы поладим с тобой!" 

Это было произнесено в людном месте без всякого смущения с такой растянутой вальяжной и, я бы сказал, кошачьей интонацией, будто он не сомневался, что это сработает. Видимо, это работало. Такой прикольный чувак везде найдёт друзей. Правда, ненадолго. До очередного переезда. Это был своего рода кураж, но я его не оценил. В его глазах, наверное, я превратился в скучную деловую колбасу, но вообще, я держусь от таких подальше, чтобы сберечь ценный ресурс - время. 

Неординарность мышления, пожалуй, будет высокой чертой такого типажа. И много раздолбаев я встречал среди путешественников. Но чаще всего можно встретить более примитивные примеры раздолбайского поведения. 

Однажды в Крыму я ехал на утренней электричке из Севастополя в Симферополь, хотел отоспаться в почти пустом вагоне, но мне не давали покоя двое своей музыкой. Он и она развалились на сиденьях, были навеселе явно после ночного рандеву. В проходе торчали ноги чувака в не совсем обычных штанах, в которых угадывался некий молодёжный стайл. Широкие боты стояли на скейте. Мне показалось, что чувак был не так уж юн для тинейджерского прикида. И несмотря на броский внешний вид, весёлый плейлист, эти двое меня совсем не интересовали, и я переместился в другой полупустой вагон, чтобы спокойно залечь там. 

Подъезжая к конечной станции, я пошёл за вещами и пересёкся с чуваком и его чувихой, когда те проходили мимо. Ум всегда скрытен. Идиотизм всегда демонстративен. Тупой песенный шлак всегда включают погромче. Из bluetooth-колонки постоянно играло что-то слащаво попсовое, и, пританцовывая мимо, чувак изобразил кураж с довольным лицом, чтобы я обратил на него внимание. Жить надо ярко! Он, видимо, хотел получить одобрение или вызвать удивление, чтобы я ему в ответ показал козу на пальцах - вот ты козырный перец! - но я сделал вид, что он для меня пустое место, и прошёл к своим рюкзакам, с которыми точно не потанцуешь. 

Давно такие не попадались, но в курортном Крыму, видно, их место гнездования. Хабаровский пример - залётный. Ещё один яркий персонаж мне однажды встретился во Владивостоке. 

Было это в годы активных гастролей по дальневосточным сёлам. В распальцованный Владивосток заезжал на пару дней встретиться с людьми. Уговорить художников поучаствовать в благотворительном проекте не вышло - игнорировали, строили из себя, либо денег хотели. Концерт организовать не получилось. Еду в автобусе по равнодушному городу. 

Собираюсь скоро выходить, и тут ко мне подскакивает странный персонаж с дредами, молча улыбается и суёт мне свой телефон. Там высвечивается поле для ввода СМС, где уже набрано послание для меня, чтобы я написал свои контакты. Почему он мне не говорил ничего вслух - он мог быть иностранцем, наверное. Учитывая ещё, что на телефоне не было русской раскладки. Это меня даже заинтриговало. Я написал ему контакты и сошёл на остановке. 

Вечером мы связались. Он вышел на меня в соц. сети "вконтакте". Вижу, что он никакой не иностранец. А почему молча всё? Обет молчания что ли? Оказывается, да. Это интересно. 

Он предложил мне встретиться. У меня был ещё день времени до отъезда. Назавтра я проехал по указанному адресу в полупустующее здание наподобие ДК. Там они с другом снимали помещение для мастерской. 

Валерий - так звали его - почуял меня сразу и начал издавать сигнальные звуки, когда я пытался найти их мастерскую в этом большом запутанном здании. Он поставил чай. Общаться с ним было прикольно, учитывая, что он не говорил, а только кивал, жестикулировал, писал записки. В общем, был болтлив, невзирая на обет. А когда не мог что-то объяснить мне, то проявлял чудеса находчивости и выдумки - объяснит любому нерусскому. Когда не удавалось выразить что-то жестами и мимикой (он изводился и чуть не рвал на себе дреды), то уже в крайнем случае писал на бумаге. Клочки были разбросаны повсюду. Сам он был подтянутого телосложения, с обезьяньими повадками, обаятелен и улыбчив. Ему бы в цирке работать! 

В некотором роде мы нашли с ним даже взаимопонимание. Многие наши убеждения оказались сходными. Зашло ему и моё творчество, что для меня всегда важно. Не торчок, ведёт здоровый образ жизни - значит свой. 

Со своим другом они готовили какой-то местный лесной фест, где должны были выступать артисты "файр-шоу" и подобные люди. Валерий предложил познакомиться с его товарищем. Тот оказался довольно развязным чуваком, и я бы не стал давать ему гитару, если бы знал, что тот будет играть. В общем, мои уши свернулись в трубку - тот оказался накуренным хиппарём. Валерий ему подстукивал на перкуссии. Они бы отрывались ещё долго, но мне надо было спешить на вокзал. Мне пришлось попросить хиппаря, и тогда он перестал терзать мои струны. 

Я долго выбирался из здания. Потерял выход (оказывается, перепутал этаж). Пока собирался, Валерия тоже потерял - и звонить-то ему бесполезно. Еле потом успел на свою электричку. 

Какое-то дурное послевкусие возникло. В скором времени я опять приезжал во Владивосток, и тогда до меня донеслись новые сведения о странном молчуне. 

Приспичило меня остановиться у одной чудной дамы. Дело было зимой. Чуть дуба не дал ночью. Промышляет она вписыванием разных бродяг, путешественников, чудаков и непонятно кого. Частный дом в районе, который считается здесь элитным, - полуостров Эгершельд - на косом участке. Кроме хозяйкиного дома, на её территории располагалось ещё одно маленькое строение, полуземлянка, чтобы сдавать. Практически там половину площади занимала кровать. Каково там было проживать в зимний сезон, даже не могу представить, потому что холодно было жутко. Кажется, ноль градусов. И постоянно включенный обогреватель не спасал. 

Сама хозяйка жаловалась на постоянный холод. Ночью обложится четырьмя толстыми котами и так спит. В доме ремонт и стройка идут всё время. Постоянная нехватка средств не даёт жить в нормальном комфорте. Пафосные соседи пытаются выжить её с этого места, как бичиху. Она держит соседский натиск. 

При всём этом хозяйка периодически сдаёт ту самую конуру, в которой я так и не заснул ночью, забравшись на кровать в верхней одежде под кучу тряпья. После того как съехал, сдала на следующий день. 

Оказывается, молчун Валерий когда-то жил на её территории. Говорила она про него не без раздражения. Судя по её рассказам, Валера молчит уже давно, не первый год. Жаловалась на его странное поведение и некоторые выходки. Впрочем, тут он скорее попался под её горячий язык. 

Но самое интересное, Валера собирался уплыть в Индию. Причём не на корабле, а на самодельном плоту, который начал собирать из всего, что под руку попадётся. Из-за этого хозяйка наезжала на него, потому что он стал брать разный хлам с её участка, а это были её стройматериалы. 

Где Индия, а где Владивосток! Только инфантильный ум решит, что они близко. Нужно быть чудным чудаком и совсем иначе видеть мир, чтобы вознамериться на такое путешествие. Я давно не слышал про Валерия. Где он сейчас? Может, уже в своей вожделенной Индии? А, может, его я на днях в Хабаровске видел? 

Я желаю ему осуществлений всех его чудных безумств! Наверное, этот слишком правильный мир создан не для него. Но, может, он и ему подобные странные люди пришли сюда из других миров, где всё это работает? 

Риторическая задача. Если они так причудны и непрактичны, то вследствие чего? Врождённых мутаций сознания? Но я не спешу с ответами. Оставим им право на существование на этой Земле. И пусть не случится глобального похолодания, и всегда будет достаточно тёплых регионов для их обитания. А мы будем смотреть на их непонятные нам слова, действия, гримасы, ломающие наши паттерны, и задумываться над тем, как мы всё ещё мало понимаем в том знакомом нам мире, который наблюдаем сызмальства.



Комментариев нет:

Отправить комментарий