Уважение к старшим - в российском обществе с этим проблема. В Индии - глубокая традиция, сохраняемая по сей день.
Любое общество строится на определённых общественных связях. Если это иерархия, то в Индии она построена на уважении. Учитель - представитель высшей касты браманов. Даже если здесь он, как и в России, ведёт не самую роскошную жизнь, но по идее должен пользоваться самым большим уважением.
Взглянув на отношение учеников и учителей в Индии, мне предстала перед глазами российская война с учителями. Российская школа конца прошлого века воспринималась нами в немалой степени как принудиловка, а школьный учитель, как некий насильник над сознанием и эксплуататор нашего времени. Школьный учитель выступал с временной ролью в нашей жизни, и чтобы запомнить кого-то из них особенно и надолго, это должен был быть особенный человек - такие скорее были исключениями. Конечно, школьные годы многие ассоциируют с детством и юностью, поэтому для кого-то это светлый период. Но по большей части мы не очень любили школу.
А как с этим обстоят дела в Индии? Маградж меня свозил в две школы: государственную и частную. Столько публики у меня ещё никогда не было. 4 сотни учащихся в первой школе и 6 сотен во второй. Так заявлено. Не знаю, все ли эти сотни присутствовали на моих выступлениях, но, может, полтыщи в сумме за этот день. Это был абсолютный личный рекорд. До этого максимально у меня собиралось сто с чем-то в деревне Отважное Амурской области, когда на концерт привели всю школу, снятую с уроков. Это было лет 6 назад.
Школьная дисциплина начинается со школьной формы. С падением Союза у нас её отменили. В Индии школьная форма имеет место, причём в разных школах она оказалась разная.
В Индии раздельно учат мальчиков и девочек. На концерте тоже их всех рассадили отдельно. Всё происходило под открытым небом на школьном дворе.
Мне стало немного неудобно, когда мне стали оказывать почести. Дети вышли с подносом и, согласно традиции, посыпали меня розовыми лепестками, какими-то семенами, угостили индийскими сладостями, на голову надели яркий тюрбан и гирлянду на шею. Поставили красную точку на лоб. Это считается данью уважения, как мне объяснили.
В следующий раз обязательно возьму в Индию штаны. В шортах и стоптанной обуви как-то неудобно перед форменно разодетой публикой.
Впрочем, форма - не суть. Человек надевает определённые традиционные атрибуты, если собирается выступать перед кем-то. Я наблюдал подобное в среде российских вайшнавов. Если один из них читает лекцию о ведическом знании своим слушателям, то он тоже надевает на себя эти вещи и атрибуты.
Встаёт вопрос: за кого они меня принимают? Гуру-махарадж? То есть учитель жизни. Или это всё проформа, чтобы они вели себя хорошо - приехал важный гость? Как бы то ни было, это что-то было для меня новое. Но я же только песни пою, ничего им не расскажу толком из-за своего плохого английского. Хотя в некотором роде это был мне своего рода указатель, куда мне дальше надо ориентироваться.
Один из учителей обратился к детям, что-то долго говорил им в микрофон. Концерт иностранного музыканта для школьников был обставлен как важное событие.
После всех сказанных вступительных слов я начал играть. С аппаратурой у индусов вечная проблема. Никаких стоек. Один микрофон держали, второй лежал на столе. Я пел всякое - своё и не своё. Всё равно не поймут. Но от этого интерес был не меньший. Одна моя последняя на тот момент песня "Овцы могут спать спокойно" написана с подражанием русской народной музыке. Для россиян эта песня будет чистая сатира и глумливый сарказм, для индусов - знакомство с настоящей русской музыкой.
Играл очень разное. Даже Высоцкого. И для самого было непривычно. Я понимал только одно: важно играть уверенно, не сильно затянуто и разноплановые композиции. Играл им также "Негры из Мали", объявив эту песню как "russian imitation of african music". Жирный блюз играл тоже - поймут даже без знания языка. "Длинные тени в полдень" - настоящая экзотика для индусов, песня про заполярье. И разное другое.
Здесь, кажется, выступление длилось не слишком долго - минут 30. Затем один из преподавателей спел ещё какую-то индийскую песню. Меня попросили подыграть. До этого в колледже у меня получилось, но в этот раз я сходу не смог уловить мотив.
Потом отвели куда-то в комнату, угостили лёгким завтраком - фрукты в основном. А потом снова вывели к учащимся - на этот раз, чтобы со всеми сфотографироваться. Они, видимо, только этого и ждали! Водили по классам, показывали. Помню слова благодарности от учениц: "Спасибо, что вы приехали в нашу страну!" Может, ради этого стоит ещё приехать.
Закончив здесь, Маградж повёз меня в следующую школу. Первая была государственная, вторая - частная, чуть более приличная.
Выступал без микрофона. Было непросто перед такой толпой. На Высоцком они начинали дружно хлопать каждые 30 секунд. Всего исполнил три песни.
Здесь также подарили тюрбан с гирляндой и ещё какую-то статуэтку. По всей видимости, это был приз за участие в каких-то спортивных соревнованиях. Почему это вручили мне? Видимо, ничего другого не сообразили, но хотели дать что-то на память.
Приз потом оставил на ферме у Маграджа, чтобы не таскаться. Тюрбаны с гирляндами забрал, но один из них тоже потом оставил - перед самым вылетом обратно. Одного тюрбана с гирляндой хватит пока.
Индийская школа, конечно, удивила. Здесь учащиеся дисциплинированней и притом светлее как-то. Не сказать, что вымуштрованы и замучены. Учителя для них как старшие, но не чужие. Может, они такие же строгие, как у нас, но, видно, здесь дети любят своих учителей.
Существуют ли тут нерадивые, трудные подростки? Наверняка. Только я не заметил никого из таких, кого бы можно было причислить к шпане, гопоте, вытягиваемых с двойки на тройку - у тех отталкивающий взгляд. В индийской школе все очень приятны показались по крайней мере.
В общем, здесь ощущалась семья. Большая. Учителя как старшие братья, отцы. Кстати, я увидел здесь в основном мужчин педагогов. Явно не как в России, где подавляющее большинство школьных учителей - женщины. Но в Индии, видно, это не совсем женское дело быть настоящим наставником.
Комментариев нет:
Отправить комментарий