Моей основной гитаре, с которой я больше всего гастролирую, уже 20 лет. Как она ещё не умерла за такой срок активной эксплуатации, даже меня самого удивляет. Сколько она ещё протянет?
Я проехал с ней несколько сотен тысяч км. Притом это гитара бюджетная, не самого высокого качества. В ремонте побывала два или три раза. До сих пор не утратила звучания. Не повлияли на звук даже накопившиеся трещины на корпусе. Но эти трещины не механические, а вследствие перепада температур и влажности, поскольку инструмент активно эксплуатируется во все сезоны года на протяжении длительного времени, постоянно перемещаясь с места на место.
Есть у меня и другая подобная гитара, фирменная. Тоже 12-струнка, акустика. По цене в несколько раз дороже. Но я играю на ней в основном в Хабаровске, либо выезжаю недалеко. В далёкие странствия беру дешёвый инструмент, чтобы минимизировать возможный ущерб из-за непредвиденных ситуаций.
По качеству звука более дорогая гитара выигрывает, конечно, однако не настолько ощутимо, чтобы это было заметно обычному слушателю. Когда концерт подзвучен на оборудовании, то недостаток глубины звучания дешёвого инструмента можно скомпенсировать настройками на микшере.
Надо сюда добавить, что обычный слушатель никогда не ощутит разницы звучания между скрипкой Страдивари и обычной скрипкой. Поэтому для повседневной музыкальной деятельности (если это не какое-то очень ответственное дело, типа студийной работы) сойдёт недорогой инструмент. Для гитары важно, чтобы у неё был ровный гриф (желательно регулируемый), и она нормально держала строй.
Встроенной электроникой в фирменной гитаре канадского производства я редко пользуюсь, предпочитая отдельный пьезо звукосниматель. Дешёвая гитара не имеет встроенной электроники. Да и не нужно всё это особо. Если я записываю звук гитары, то либо через микрофон, либо через отдельный пьезодатчик, передающий характер звучания подобно микрофону. Крепление такого пьезодатчика пришлось изобрести самому. Иногда для концертной подзвучки использую также магнитный датчик, который цепляется в розетку гитары.
Гитара отдельно, причиндалы к ней отдельно - это тоже важно. Если что случится с гитарой, то легче где-нибудь приобрести подобную недорогую и прицепить те же причиндалы на новый инструмент.
А теперь самый интересный и ключевой момент. Как совершать перелёты с гитарой? Это больной вопрос для многих музыкантов, и они изворачиваются по-разному.
Дело в том, что гитара не проходит по своим габаритам в ручную кладь, а если сдать её в багаж, то это смертельный номер. С багажом обращаются как попало, и есть высокие риски после перелёта получить дрова вместо гитары.
Нередко гастролирующие музыканты устраивают скандал в аэропорту. Да чтобы мой инструмент ценой в тысячи баксов отправился в багаж! Да кто понесёт ответственность за его повреждение! Добиваясь тем самым возможности пронести инструмент в салон. Не знаю, всегда ли это удаётся, но обычно на это отвечают в аэропорту, чтобы выкупали ещё одно сиденье. Не тот вариант для желающих сэкономить.
Ещё один способ выйти из затруднительного положения - приобрести себе специальную гитару для таких путешествий. Такой инструмент имеет укороченную длину из-за отсутствующей деки. Как правило, это гитара полуакустика напоминающая палку. Кто хочет гастролировать без заморочек, покупает себе такую палку, и она свободно проходит по габаритам в ручную кладь.
Кому не нравится играть на палке, иногда вообще не берёт инструмент в дорогу, а договаривается с принимающей стороной подыскать на месте какой-нибудь инструмент. Если нет слишком особых требований, то приемлемая гитара обычно находится.
Когда однажды для меня встал вопрос перелётов с гитарой, ни один из этих путей не был реальным в моей ситуации. Гитара 12-струнная, крупногабаритная. В ручную кладь точно не пройдёт. В месте прибытия ничего подобного так запросто не найдётся (12 струн, особый строй и сами струны дефицитные), да и не будет никто ради меня заморачиваться - не звезда первой величины. Выкупать отдельное сиденье - не мой путь. Ищу только бюджетные способы. А уж тем более я не скандалист, чтобы возбухать в аэропорту.
Поэтому я изначально стал готовиться к тому, чтобы сдать свою гитару в багаж. Высокие риски? Но можно свести их почти до нуля, если приготовить специальный футляр, чем я и занялся.
Купил старый довольно подержанный жёсткий футляр. Чтобы гитара не получила повреждений, футляр должен быть одновременно мягким (но не тряпочным) и жёстким. Мягкость нужна для амортизации ударов, а жёсткий корпус, чтобы не раздавили инструмент, если его завалят где-нибудь разными сумками и рюкзаками.
Жёсткость у футляра уже есть, осталось обшить его мягкими штуками. Я не жалел этот футляр, поскольку он и так бюджетный: дырявил его гвоздём и пришивал снаружи по углам куски пластиковой теплоизоляции толщиной 1 см. Внутри я тоже их пришил в некоторых местах. Нужно сделать всё так, чтобы гитара была защищена со всех сторон. Как её ни урони, она должна упереться в мягкое место и самортизировать.
Что касается сильного охлаждения во время перелёта (багажный отсек не обогревается), то хорошая упаковка тоже играет защитную роль. Это подобно одежде. В данном случае, не согреет, но сильно замедлит остывание. По факту я ни разу не помню, чтобы получил свой багаж ледяным на ощупь. Рекомендуют ослабить натяжение струн на гитаре, но я не всегда это делал.
На текущий момент гитара пережила 7 перелётов. Не так много, но проблем ни разу не было. Но самое важное в этой подготовительной затее было то, что я несчётное число раз сам свою гитару уронил во время почти каждодневных переездов в течение многих лет. Она выдержала всё без единого механического повреждения за все эти сотни тысяч км!
И хотя футляр за это время и сам поистрепался, я продолжаю его использовать. Вместо пришедших в негодность кусков теплоизоляции я пришил новые, а в одном месте даже то, что попалось под руку - кусок старого тулупа. Выглядит жутко, но выполняет неоценимую функцию, пожалуй, эффективнее какого-нибудь абсолютно нового фирменного гитарного футляра.
Отсюда очевидный вывод: упаковка важна. Это касается не только муз. инструментов, но и всякой хрупкой орг. техники, оборудования. Всем музыкантам, желающим гастролировать, рекомендую озаботиться футляром - это исключит любые риски в дальнейшем. И хочу пожелать: летайте с любимой гитарой!
Комментариев нет:
Отправить комментарий