вторник, 23 июля 2024 г.

Индийский транспорт

Что действительно в Индии дёшево - это общественный транспорт. Основной мой способ передвижения по этой стране - поезда. Внутри какого-нибудь крупного города - метро. На междугороднем автобусе ездил несколько раз. Такси и рикши - в основном за чужой счёт. Много ходил просто пешком - не сильно торопился.

По сравнению с Россией, индийские поезда очень дешёвые. Здесь много есть разных типов вагонов с разными ценами и уровнем комфорта. Есть убогий вариант нашего плацкарта - слипер-класс. Отличие в том, что нет столов, багажных полок, а перпендикулярных пассажирских полок насчитывается по три: нижняя, средняя, верхняя. Боковушек при этом также две. Но в более дорогом кондиционированном классе "3AC" везде по три полки, включая боковушки.

Слипер-класс не оборудован кондиционером, но с вентиляторами и без стёкол на окнах. На окнах стоят решётки. Есть возможность закрывать окна наглухо. Есть пара туалетов в каждой стороне вагона и ещё отдельно умывальник. В каждом купе есть много розеток, даже в самых дешёвых вагонах дженерал-класса. Всё скромно, довольно обшарпано, но всё для людей.

Чаще всего я ездил в слипер-классе. Билеты на слипер-класс стоят раза в три дешевле, чем на российский плацкарт. А учитывая гигантские российские расстояния, в Индии езда поездом - вообще ни о чём по деньгам. Страна компактная. За пол суток можно точно пересечь полстраны.

Я уж не говорю, про дженерал-класс - самый копеешный вариант. Типа нашего общего вагона, только вообще без лимита пассажиров. В этом классе можно уехать всегда, даже если раскупили билеты во всех остальных вагонах. А если направление не сильно популярное, то можно ехать без особой давки. Да и без билета тоже, если совесть позволяет: если будет сильное столпотворение, то контролёр сюда даже не сунется, а если таки появится и проверит, то высаживать не станет.

Есть возможность покупать электронные билеты на индийские поезда. Но система подглючивает. Однажды у меня списали деньги, но билет не выписали - видимо, сессия истекла. Деньги при этом не вернулись. В другой раз мне система продала билет, но во время поездки выяснилось, что кто-то тоже приобрёл билет на моё место. Я не стал настаивать, а перекочевал в другую часть вагона.

Не все индийцы хорошо представляют, насколько Россия огромная. Я спросил у одного паренька:

- Сколько дней ехать на поезде из Хабаровска в Москву? Как думаешь?

- Ну, дня 3.

- 6 суток. Это жизнь в поезде.

Дешёвый вариант индийского такси - моторикши. Их очень много в городе - в несколько раз больше, чем автомобилей. Называют их здесь "тук-тук". Не знаю, почему так назвали, но один такой случай "тук-тук" я однажды наблюдал: в плотном столпотворении транспорта один нерадивый водитель автомобиля въехал сзади в стоящий "тук-тук", тот в свою очередь долбанулся о следующий "тук-тук". Потом появился владелец рикши, и стали они с водителем авто выяснять.

Учитывая загруженность индийских дорог, видимо, такие ситуации регулярны. Моторикша - это типа эволюция мотороллера до некоего подобия авто. Спереди одно колесо, сзади два. Кабина без стёкол, без дверей. На заднее сиденье комфортно поместятся два человека, а некомфортно - сколько угодно. Но общие размеры небольшие, что способствует лучшей манёвренности и меньшему потреблению топлива.

А вообще, индийцы по своим делам в основном ездят на байках. По тем же причинам: малый размер, манёвренность и низкое потребление топлива. Кроме того, байки не являются здесь сезонным транспортом, как в России - катайся круглый год. Этот транспорт самый популярный, доступен очень многим, оттого общественный транспорт в городе не очень развит, если не считать метро.

С городскими автобусами я так и не разобрался. Как-то они ходят по своим маршрутам, но я так и не нашёл приложения, которое бы показывало о них всю информацию.

Но байки в Индии это что-то почти национальное. Самые разные: от больших до мотороллеров. Ездят по нескольку человек. Я видел четверых на одном, и это не предел.

Особое зрелище для меня было наблюдать, как ездят женщины-мусульманки. Могут так ехать втроём: одна спереди, другие две сзади сидят полубоком, свесив ноги на одну сторону. Замотанные до глаз чёрные мусульманки на чёрном мотороллере.

Последние два фото взяты с просторов интернета.





Комментариев нет:

Отправить комментарий