среда, 25 августа 2021 г.

Трепанация российского протеста, часть 2

Русские - не тайцы

Один мой знакомый путешественник, проживающий в Бангкоке, описывал беспорядки в Таиланде, которые там вспыхивают регулярно. Он хорошо изучил местную жизнь, включая массовые беспорядки (всегда локализованные и огороженные), которые уже вошли там в традицию. В лагере митингующих он жил и по нескольку дней.

В Бангкоке всё спокойно. Когда что-то там начинается, вы это вряд ли почувствуете, если приехали в Бангкок в качестве туриста. Территория митингов огораживается, пригоняется побольше полицейских машин, чтобы их хорошо побили и пожгли. Бузотёры от души выпустят пар, и на этом всё закончится до следующих обострений. Местная жизнь от этого практически не меняется. А чтобы вы не попали под горячую руку, за этим стражи порядка хорошо проследят и в случае чего проводят от опасного места подальше.

Такое там случается время от времени подобно буйству футбольных фанатов. Страстей много. Смысла мало. Причина не в том, что кому-то очень плохо живётся, а скорее скучно живётся. И редко под этим всем бывает веское основание.

Но с таким сравнением России и Бангкока многие не согласятся. Русские - не тайцы. Наши люди более серьёзны и от нечего делать на улицы не выйдут. Так ли это?

Теперь я хочу подробно поведать о том, что пронаблюдал сам. Летом 2019 года я был на Шиесе. Это такой богом забытый полустанок на юго-востоке Архангельской области, где развернулись события, приковавшие внимание со всех концов России. Даже я там побывал, человек с Дальнего Востока, - сдались мне проблемы севера в западной части нашей необъятной?

Поскольку я ездил по этим краям ещё до начала протестных событий в первый свой концертный заезд через всю страну осенью и зимой 2018 г., то я был в курсе митингов с самого начала - докладывали новые знакомые из этих регионов.

На Шиесе я почерпнул для себя кое-каких размышлений, но в целом считаю, что вряд ли я буду посещать такое по своей воле. Словом - неразбериха. Брожение. Возмущение. Картина умонастроений на запущенной проблеме, которая дошла до стадии жареного петуха. Но если идти искать где-то правды и ответов на вопросы, то лучше не здесь.

Я планировал концерты в Архангельске и Северодвинске летом 2019 года - не самая удачная пора. Народ разъезжается на курорты. Особенно с северов косяками люди тянутся на юга, и мало кого застанешь в городе.

Тема Шиеса уже не давала покоя. Строительство мусорного полигона на границе Архангельской области и Республики Коми, куда в дальнейшем планируется свозить московский мусор, возмутило местное население нескольких регионов. Обострились обиды к местным властям, когда под боком сооружают колоссальную свалку, не спрашивая население.

Да ещё с грубыми нарушениями! Местность заболочена. Нарушение герметичности упаковки мусорных отходов грозило экологической катастрофой колоссальной площади - вплоть до Карелии и ещё дальше. Пострадают все регионы, которые сообщаются водной системой. А если учитывать ещё моря, куда всё это будет сливаться, - то вплоть до Баренцева моря и самой Норвегии.

Протестные митинги проходили во многих городах и сёлах под общим названием "ЭкоБессрочка". Мне всегда нужна публика на концерты, и я по опыту стараюсь идти туда, где люди собираются сами по какому-то поводу. Это проще, чем собирать людей самому. Если им нужна музыка и песни, я готов посодействовать. Если всем от этого хорошо - так действовать и нужно.

Так я побывал на "ЭкоБессрочке" в Северодвинске. Народу на митингах немного, но собираются они уже давно и регулярно. Это были мирные акции, целью которых было привлечь внимание к проблеме. Методы “гринписа” мне по душе. Встреча наша прошла в тёплой атмосфере. Поскольку согласно правилам им нельзя использовать усиливающую аппаратуру, у нас получился формат посиделок с гитарой на главной площади города. Там же присутствовал один местный талант, звезда Шиеса - спел под баян собственную песню "Руки прочь от нашего болота". Мне подарили футболку с лозунгом, вписали на ночь у одной женщины, и утром я выехал в Архангельск.

В Архангельске и Северодвинске в июне белые ночи вовсю, да такие, что только по пустым улицам можно понять, что половина первого. Ощущение, будто обычная пасмурная погода. А Белое море, видимо, потому и назвали белым, что можно фонарей не брать. Но с такой экологической перспективой какого цвета оно будет?

Предложение съездить на Шиес мне поступило от одной из активисток митинга. Меня включили в телеграм-группу, где обсуждали последние события. Я не очень хотел туда ехать. Устал от переездов. Но встреча с одним священником в Архангельске склонило моё решение в пользу поездки. Он едва сдерживал возмущение, говорил в сердцах, упирая на наболевшее.

Потомственные жители русского севера давно не любят москвичей за то, что те на протяжении долгой истории постоянно вмешиваются в их жизнь. В советский период в Архангельск свозили отбросов общества - зеков и проституток - и заставляли их работать на заводах. Потомки ссыльных элементов перемешались с коренными поморами, и сегодня в Архангельске можно наблюдать культурный диссонанс: алкоголизм и хамство с одной стороны, с другой - примеры сохранившейся высокой культуры.

Мне показали здесь одно арт-заведение - ничего подобного я нигде раньше не видел. Несколько комнат выполнены в старинном стиле. Стены обвешаны антикварными картинами и старыми иконами. Играет негромкая музыка: классика, старые песни на французском. Всё благочинно, аутентично. Сюда можно прийти, посидеть, заказать еду. В одной просторной комнате всё оборудовано для проведения мероприятий. Надо было мне здесь выступать, если бы знал раньше про это заведение, а не в пивбаре полгода тому назад, где собрались понятно кто.

Но подобный Архангельск всё больше катится в андеграунд. Уходит в землю, как столетние дома на Соломбале. На смену этому - стандартизация, высотные дома, пошлость и современный дизайн. А тут не хватало ещё помойки в области!

Священнослужитель терялся в словах, чтобы выразить всё своё негодование. Он смотрел на меня так, словно не я к нему пришёл за советом, а он меня вопрошает: "Что вообще происходит? За что опять?!" Сопровождавшая меня местная дама пояснила, что это было благословение. Езжай на Шиес.



Комментариев нет:

Отправить комментарий