среда, 6 августа 2025 г.

Итоги гастролей с середины сентября по конец декабря 2024 г., часть 7

Голосу хана

На Сахалине случилась неприятность. Посадить свой голос, например, после 4-часовой репетиции и концертом в этот же день, такое возможно в моей практике, но не всегда. На следующий день он обычно более-менее оживает, и можно дальше его эксплуатировать. Другие мои знакомые поющие музыканты, может, не всякую нагрузку выдержат, но я пока справляюсь, например, с ежедневными концертами, репетициями на полной выкладке.

Севшим голосом не все верхние ноты возьмёшь, где-то он начинает подводить: то пропадает на долю секунды, то мажет мимо ноты, то жалкий тембр выдаёт. В таких случаях желательно давать ему передышку, не петь некоторое время, но едва ли возможен отдых, когда гастроли в разгаре, и концерты уже запланированы.

На протяжении долгих лет мой голос ещё не подводил меня окончательно. В худшей ситуации можно сказать: "Скрипит, но едет." Концерт можно отыграть и в не самой лучшей форме. Многие зрители этого даже не заметят.

Но в этот раз после первого сахалинского выступления голос просто пропал. Я только отходил от респираторного недомогания - причина однозначна! Но чтобы до такой степени убить свой голос - не случалось ни разу. Закрались опасения: вернётся ли он? Залез в интернет, поискал ответ на вопрос: должен вернуться. Но лучше замолчать вообще на пару недель.

Да как тут замолчишь? На следующий же день после концерта в Невельске был запланирован концерт в Южно-Сахалинске. И далее концерты с обычной регулярностью.

Готовясь к выступлению в одном арт-пространстве Южно-Сахалинска, я пытался распеться. Голос выдал нечто очень натужное, жуткое и скрипучее. Сперва показалось, его можно было прочистить, как дымоходную трубу, оживить слегка, но... Лучше бы я этого не делал. Он исчез снова. Сиплость была такая, что вернее было бы не демонстрировать такой позор публике.

Но я решил не обращать на это внимание. Я сделал вид, что так и надо. А что ещё оставалось? Не отменять же встречу, когда уже народ подтягивается.

Есть у меня товарищ Никита Ващенко из дальневосточного села Павло-Фёдоровка. Про него я написал не одну главу в книге "Галоп по нищим сёлам", а с недавнего времени стал записывать его удивительный голос для своего очередного альбома.

Нежнейший, даже в чём-то женоподобный тенор Никиты - явление до того редкое, что я не перестаю удивляться, почему этот самородок до сих пор просиживает в глухом селе? Никита способен с лёгкостью брать ноты, которых у меня даже на гитаре нет - у него развитый фальцет, и он способен исполнять не только репертуар группы Ария, но и те современные эстрадные вещи, где фишкой являются именно вокализы на запредельно высоких нотах.

Но что ещё более удивительно: его голосу не повредили алкогольные запои на протяжении 20-ти лет. Сейчас, правда, он всё это бросил - и пить, и курить. Но всё его печальное прошлое даже на внешности Никиты почти не отразилось: он по-прежнему изящный и подтянутый. Когда выходит он на сцену на очередном сельском фестивале - чем не звезда?

В тот день на концерте в Южно-Сахалинске у меня был такой страшный голос, что можно даже вообразить забавный эксперимент. Что если взять этот мой голос, поставить рядом с голосом Никиты и спросить у любого: кто из них бухал 20 лет? Я уверен, ошибутся все, кто нас с Никитой не знает.

И вот сижу я перед молодёжью г. Южно-Сахалинска. Они видят меня впервые и услышат впервые. Слышали меня раньше только знакомые из тусовки путешественников, которые тоже пришли на концерт в составе нескольких человек - спасибо им!

Я начал петь непринуждённо наиболее простые вещи. Голос - как у вороны. Понимая, что не вытяну всю программу, дополнил выступление чтением свежих текстов будущих песен - благо, их довольно много.

Публика отнеслась с пониманием и в целом не осталась разочарована. А молодёжь, видимо, действительно решила, что так и надо. Видимо, они посчитали, что этот голос - козырный! Таким он и должен быть! Это по-настоящему круто, прямо по-мужски! И, пожалуй, так получилось даже в кассу запеть голосярой а-ля "Бутырка" на каторжанском Сахалине.

Конечно, я им пояснял потом, что это только сегодня так. После выступления включал им студийные записи, и они спрашивали меня:

- Это кто поёт?

- Это я пою. Настоящий мой голос - этот. А что сегодня было - это только сегодня. Эксклюзив.

Потом пошли следующие концерты. Голос медленно оживал. Учитывая, что я по-прежнему нагружал его, он восстанавливался как минимум недели три. Когда было тяжело петь, я читал тексты. Публика всегда относилась с пониманием, когда я предупреждал о физиологических неполадках.

В целом, на успешности или неуспешности выступлений это почти не отразилось. Самый успешный концерт, который прошёл в Поронайске, я отыграл еле-еле - голос тарахтел, сбоил, как несмазанный механизм, и едва тянул. Улучшения наступали довольно медленно, поэтому пел, как мог.

Подобный отрицательный опыт на Сахалине, а также выступления в Индии в целом наглядно показывают, что имеет первоочередную важность в проведении встреч с людьми. Сюда также можно добавить, что наличие или отсутствие аппаратуры также почти не оказывает влияния.

Первостепенную важность здесь имеют вещи более тонкие, связанные с личностью выступающего. Это не всегда очевидные проявления, а то и совсем невидимые, однако это тем не менее вызывает некую силу притяжения, отчего мы готовы слушать записи некоторых артистов в плохом качестве и в не самом лучшем исполнении.

Если к тебе приходят друзья, их не оттолкнёт то, если у тебя какая-то возникла проблема. Они просто рады тебя видеть. Если проводить концерты как встречи друзей, то всегда будет положительный результат. Голос - да и чёрт с ним! Послушают в интернете. Тему встречи можно сымпровизировать по ходу. Находчивость оценят. Важно не падать духом, оставаться радушным, и тебе ответят взаимностью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий