понедельник, 14 января 2019 г.

Москва, впечатления после расставания, часть 4

За последние три десятилетия в стране сильно упал уровень культуры. Этот процесс не обошёл столицу, причём именно в столице культурный упадок выражен наиболее характерно - рыба гниёт с головы. Пойти в московский театр стало делом рискованным - можно уйти с оскорблённым чувством.
Люди с Дальнего Востока, проживающие сейчас в Москве, отрицательно отзываются о московском театре: "Давно не хожу, потому что сплошная похабень. Идти можно в Малый и МХАТ им. Горького, где худруком Доронина, и на студию Васина-Макарова - вот где высота." Старые традиции театра, если ещё где остаются, являются гарантом, что на зрителя не польётся пошлость. И то не всегда. Рассказывают, что старогвардеец актёр Маковецкий снимает штаны на сцене.
Ситуация в театре повторяет ситуацию в кинематографе: играть разучились, смотреть нечего. В театры заманивают всевозможными калачами. Есть льготные категории граждан, для которых билеты предоставляются по большим скидкам. А кому-то вообще бесплатно. На такой бесплатный меня и позвали в день моего приезда в Москву.
Одна моя знакомая переехала в столицу из Хабаровска и сейчас играет в молодёжном театре. Когда она училась в Хабаровске, то принимала плотное участие в жизни одного муниципального театра, на чьи спектакли в период школы и студенчества я регулярно ходил и всегда ценил его необычные камерные постановки. Не было представления, которое можно упрекнуть в дурном вкусе, и для меня каждое посещение маленького ступенчатого зала с росписями на стенах в стиле каменного века было погружением в таинственный мир. Поэтому я с интересом принял её предложение прийти на спектакль московского молодёжного театра, в котором она сейчас играет.
Актёрам театра выживать трудно, аудиторию стягивают всеми способами. Большинство - по приглашениям бесплатно. Среди приглашённых есть и студенты, которые пока только учатся на актёров и режиссёров. По прибытию в Москву я хотел ещё встретиться с одним своим знакомым, который тоже родом из Хабаровска, и позвал его на спектакль. К удивлению моему его тоже легко внесли в список для свободного посещения.
В день прилёта после тяжёлого суетного дня, едва успев поужинать, я отправился с корабля на бал в другую часть Москвы. Место - старинная усадьба. В прихожей комнате собрались гости. Было много молодых людей. Все красиво нарядились. Не хватало свечей. Видимо, здесь они регулярно проводят культурный досуг. Но меня кое-что насторожило в этой атмосфере пушкинского бала, когда всё началось с алкоголя. Первым делом гостям стали предлагать шампанское. Я спросил, есть ли у них простая вода - её не было.
Когда все были в сборе, нас пригласили в зал. Спектакль по жизни русского поэта-классика. С первых же минут у меня разболелась голова от постановки, но я был в неловком положении, сидя на первом ряду в небольшой комнате, поэтому досидел до конца. Игра слабая. Точнее сказать, была одна игра - все движения и произнесённые слова максимально театрализованы, но за ними совершенно не было жизни и каких-либо переживаний. Затронутая тема была очень непростая, и молодые актёры плохо представляли, что им предстоит изобразить на сцене. В результате вышло что-то совсем поверхностное.
Многие актёры старой советской закалки проходили войну, тяжёлый труд и голодные годы. Новое поколение ничего такого не проходило, соответственно жизни не знает.
Я постоянно терял ход мысли, потому что плотность постановки не оставляла времени на осмысление произнесённого со сцены. Всё звучало формально и декларативно. Хуже только американское кино по русским классическим произведениям. В итоге в моей памяти ничего не отложилось, но зато хорошо запомнилось смачно сказанное матерное слово одним из актёров.
Все реплики пьесы звучали на повышенных тонах, едва не доходя до крика. Из-за близкого расстояния это резало уши. Сама пьеса - кто её писал? - набор чего-то бессвязного, но очень шумного. За каждой фразой одного актёра почти мгновенно следовала реакция другого актёра, но я, как зритель, не чувствовал у себя реакций. Я уже просто отстранился, сидел и думал про себя: "Ну и что дальше? Что вообще к чему?" Пытался включиться в действие, но скоро отключался, снова теряя нить.
Так я дотерпел до конца. И всё бы ничего. Можно простить неопытность людям, которые старались. Но меня возмущало поведение актёров. Сейчас вошёл в моду непосредственный контакт с залом. В этом спектакле контакт был очень навязчивым, доходивший почти до прямого домогательства. Наверное, для того была нужна стимуляция зрителя алкоголем, чтобы он держался раскованнее. Как бы вы отнеслись к тому, если вас будут хватать и тащить на сцену? Именно это было проделано главным героем представления с одной студенткой из зала. Не спрашивая, он схватил её, стал кружить, изображая дикий танец, поднимал на руки. Она смущалась, едва успевая поправлять юбку. Может, они там все друг друга хорошо знают, и такие действия друг с другом в порядке вещей? А если она совсем посторонний человек, то это не лезет ни в какие ворота.
В общем, славно покуражились. Усталости только прибавилось. Я ничего не получил этим вечером. Ощущалось пустое чувство, будто из меня остатки высосали. Мой знакомый приболел и ни в какой театр не пошёл - правильно сделал. Иначе бы слёг на неделю.
Не совсем понятно мне, что делала хабаровчанка в этой труппе. Она не вписывалась и была единственным человеком, который не вызывал раздражения. Она хорошо смотрелась, хотя тоже не отличалась большим профессионализмом. Ей нравится? Возможно, ищет себя.
Народ перестал ходить в театры и на кинопоказы из-за падения уровня. От такого тотального обесценивания культуры страдают по-настоящему талантливые артисты. Население даже небольшого города не смотрит на афиши, потому как в мозгу уже срабатывает блокировка: "Очередной!" Заявить о себе людям, как-то заинтересовать - это принимает подчас средневековые формы: нужно ходить и показывать себя и своё искусство самому. Поэтому многие талантливые музыканты стритуют. Их снимают на мобильники прохожие и выкладывают на "youtube", где они набирают большое число просмотров. Им бы в залах выступать! А что у нас сейчас идёт в залах?

Комментариев нет:

Отправить комментарий