Из села им. Полины Осипенко выезжал рано. Концерт в местной библиотеке посёлка Берёзовый должен состояться во второй половине дня. Стояла жаркая погода, но вершины окрестных гор в начале июня покрыты снегом. Эти горы местные зовут беляками. Все эти края считаются здесь северами, хотя широта южнее московской.
Я первым делом направился в школу. В период начала каникул сложно застать учащихся в школе, но на детской площадке шли мероприятия с младшими классами. Мне дали несколько минут, чтобы объявить и спеть песню.
На концерт в библиотеке пришли отец Николай, прихожане и несколько детей со школы. Публика получилась разношёрстная. Расстояние - руку протяни. Почти семейный круг. Не хватало пирога с чаем. Встреча прошла очень тепло, но её пришлось сократить, так как прихожане засобирались на службу.
Пока шла служба в храме, меня повезли показывать окрестности: мост через речку Амгунь, ещё свозили в две ближайшие деревеньки староверов.
Староверы заслуживают отдельного слова. Сёла Тавлинка и Гусёвка - уникальные места, где в отличие от большинства деревень края растёт численность населения. Никто никогда этих людей не поддерживал, не спонсировал. В прошлом веке они вернулись из китайской эмиграции в глухие края родной страны, где ослаблен административный контроль, и государственные структуры не так часто вмешиваются в жизнь местного населения.
Староверы не творят зла. Но это нравится не всем. От них можно услышать, что на Родине их хорошо слышит Бог, а государство не слышит. Но какие бы они ни испытывали трудности, они не потеряны в жизни и всего добиваются терпеливым трудом.
Большие семьи, натуральное хозяйство, большие дома. Староверы живут зажиточно. Иногда подрабатывают на "мирских" работах, где они на хорошем счету. По субботам после бани все, как один, от мала до велика идут на службу, где славословят Бога в своей дореформенной традиции. Для счастья не нужно благ. Нужно твёрдо знать, зачем ты живёшь. Необходимые блага приложатся сами.
Село Тавлинка расположено в узком месте между рекой и сопкой. В какой-то момент здесь закончилось место для строительства домов, и жители села начали строить другое село за сопкой на месте бывшей женской колонии. Селу Гусёвка всего 27 лет, и оно уже превысило по количеству домов Тавлинку. Гусёвка не числится в электронных справочниках, и его скоро переименуют в Тавлинку-2. Местные ворчат из-за требований властей, потому что придётся менять все документы.
Староверы сами дают начальное образование своим детям. У них есть отдельный дом в селе, который служит начальной школой. Когда дети подрастают, то доучиваются в Берёзовом. Потом парни идут в армию. После армии возвращаются и создают семьи.
Высокая мораль и сильные традиции являются стержнем небольшого общества староверов. Они избирательны в общении, очень ограниченно используют приборы для коммуникаций, не держат у себя в домах телевизоров, поскольку ничего хорошего внешний мир не приносит - один разлад, упадок, болезни и бездуховность.
Рассказывают, староверы почти не болеют, а если случается кому прихватить хворь, то с ним проводят беседу, пытаясь выявить, где он нагрешил. Болезни - за грехи. Если больной сам не излечивается, то читают молитвы за его здравие. Если это не помогает - лечат травами.
Наперечёт фамилии - Гуськовы, Старковы, Басаргины. Много родственных уз, все держатся друг за друга.
Я пробыл около 20 минут в гостях у одной семьи староверов. Ничего особенного во внутреннем убранстве, хотя всё чинно и убрано. Мужчины и вправду носят бороды, но парни помоложе - только щетину. Все отличия от "мирских" - внутри черепной коробки.
Если взять амурские сёла, которые затопило в 2013 году, то если всем подтопленцам выстроили новенькие дома на муниципальные средства, разве они от этого меньше пить стали? Ещё пожалуются, что зимой в новых домах холодно. Вся разруха в головах, и только.
Мой дальнейший путь после Берёзового - станция Сулук далее по северному БАМу. Меня отвезли домой к одной прихожанке, чтобы я мог отдохнуть и дождаться единственного поезда, который проезжает в этом месте около полуночи.
Я первым делом направился в школу. В период начала каникул сложно застать учащихся в школе, но на детской площадке шли мероприятия с младшими классами. Мне дали несколько минут, чтобы объявить и спеть песню.
На концерт в библиотеке пришли отец Николай, прихожане и несколько детей со школы. Публика получилась разношёрстная. Расстояние - руку протяни. Почти семейный круг. Не хватало пирога с чаем. Встреча прошла очень тепло, но её пришлось сократить, так как прихожане засобирались на службу.
Пока шла служба в храме, меня повезли показывать окрестности: мост через речку Амгунь, ещё свозили в две ближайшие деревеньки староверов.
Староверы заслуживают отдельного слова. Сёла Тавлинка и Гусёвка - уникальные места, где в отличие от большинства деревень края растёт численность населения. Никто никогда этих людей не поддерживал, не спонсировал. В прошлом веке они вернулись из китайской эмиграции в глухие края родной страны, где ослаблен административный контроль, и государственные структуры не так часто вмешиваются в жизнь местного населения.
Староверы не творят зла. Но это нравится не всем. От них можно услышать, что на Родине их хорошо слышит Бог, а государство не слышит. Но какие бы они ни испытывали трудности, они не потеряны в жизни и всего добиваются терпеливым трудом.
Большие семьи, натуральное хозяйство, большие дома. Староверы живут зажиточно. Иногда подрабатывают на "мирских" работах, где они на хорошем счету. По субботам после бани все, как один, от мала до велика идут на службу, где славословят Бога в своей дореформенной традиции. Для счастья не нужно благ. Нужно твёрдо знать, зачем ты живёшь. Необходимые блага приложатся сами.
Село Тавлинка расположено в узком месте между рекой и сопкой. В какой-то момент здесь закончилось место для строительства домов, и жители села начали строить другое село за сопкой на месте бывшей женской колонии. Селу Гусёвка всего 27 лет, и оно уже превысило по количеству домов Тавлинку. Гусёвка не числится в электронных справочниках, и его скоро переименуют в Тавлинку-2. Местные ворчат из-за требований властей, потому что придётся менять все документы.
Староверы сами дают начальное образование своим детям. У них есть отдельный дом в селе, который служит начальной школой. Когда дети подрастают, то доучиваются в Берёзовом. Потом парни идут в армию. После армии возвращаются и создают семьи.
Высокая мораль и сильные традиции являются стержнем небольшого общества староверов. Они избирательны в общении, очень ограниченно используют приборы для коммуникаций, не держат у себя в домах телевизоров, поскольку ничего хорошего внешний мир не приносит - один разлад, упадок, болезни и бездуховность.
Рассказывают, староверы почти не болеют, а если случается кому прихватить хворь, то с ним проводят беседу, пытаясь выявить, где он нагрешил. Болезни - за грехи. Если больной сам не излечивается, то читают молитвы за его здравие. Если это не помогает - лечат травами.
Наперечёт фамилии - Гуськовы, Старковы, Басаргины. Много родственных уз, все держатся друг за друга.
Я пробыл около 20 минут в гостях у одной семьи староверов. Ничего особенного во внутреннем убранстве, хотя всё чинно и убрано. Мужчины и вправду носят бороды, но парни помоложе - только щетину. Все отличия от "мирских" - внутри черепной коробки.
Если взять амурские сёла, которые затопило в 2013 году, то если всем подтопленцам выстроили новенькие дома на муниципальные средства, разве они от этого меньше пить стали? Ещё пожалуются, что зимой в новых домах холодно. Вся разруха в головах, и только.
Мой дальнейший путь после Берёзового - станция Сулук далее по северному БАМу. Меня отвезли домой к одной прихожанке, чтобы я мог отдохнуть и дождаться единственного поезда, который проезжает в этом месте около полуночи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий