вторник, 15 января 2019 г.

Северо-западные гастроли, часть 5

Провожая на поезд из Котласа в сторону Архангельска, мой провожатый, оглядев полупустой вагон, в шутку заметил: "Правильно. Кто ещё, на зиму глядя, поедет в Архангельск?" В такой сезон неплохие скидки на верхние боковые, и у меня проезд в плацкарте выходил дешевле, чем в сидячем.
Изначально я планировал маршрут вдоль Северной Двины по посёлкам и прозванивал эти места ещё в сентябре месяце. Но завязнув прочно в Коми и на юге Архангельской области, мне пришлось экономить время и проскочить сразу на север, изменив свой маршрут. Нужно ещё до Мурманска успеть в декабре месяце, так что все места мне посетить не удастся. Лучше держаться железной дороги - удобнее перемещаться.
Меня преследовали неудачи в связи с низкой наполняемостью залов, а последний концерт был наглым образом сорван руководством ДК в одном посёлке под Котласом, и я уже хотел побыстрее уехать отсюда подальше, попытать счастья в других местах. Удача действительно повернулась лицом на севере Архангельской области.
Первое место, где проходил концерт - посёлок Обозерский. Находится на железнодорожной развилке: на север идёт дорога в Архангельск, на запад - в Карелию, огибая Белое море.
Ещё до того как я приехал в этот посёлок, мне написала одна школьница из соседнего посёлка: правда ли я буду выступать в Обозерском, и могу ли я ответить на несколько вопросов для интернет-газеты? Это хороший знак, если до концерта начинают писать артисту.
Посёлок не маленький. Старый ДК погиб в пожаре. Все мероприятия сейчас проводятся в приспособленном помещении в здании администрации. До места проводила местная пожилая женщина. Не взирая на почтенный 70-летний возраст, взялась нести мою тяжёлую сумку. С ночлегом решить вопрос не вышло. Предложили только поселиться к одной женщине, которая пускает к себе на постой. Но это аналог гостиницы. Зовут женщину Зинаида Баканова. Бывший глава посёлка тоже Баканов. Когда я обходил школы с анонсом, работники на меня с интересом поглядывали - часом не родственник нашего главы? На западе страны у меня вообще нет родственников по отцовской линии, но обстоятельство совпадения фамилий мне играло на руку - в школах без проблем давали делать анонс, хотя и зажаты все антитеррором.
Я переживал из-за прогноза, но народу в этот раз набилось больше сорока. Школьники подходили за полчаса. А к началу подошли бабушки. Результат был хороший.
Поздно вечером уехал на электричке в посёлок Порог к Алексею Родионову. На следующий день был концерт в Онеге. Обошёл две школы. Нащупал оптимальный способ, как делать школьный анонс. Для этого надо обойти старшие классы на уроке, сделать короткое объявление на полминуты и в каждом классе сказать, чтобы после урока все прошли в холл, или в актовый зал. На перемене народ собирается в указанном месте, где я пою песни, сколько позволяет время. Это самый удобный способ: учителя не будут возмущаться, что я отнимаю слишком много времени на уроках.
Концерт в Онеге проходил в центральной библиотеке в бывшем зале заседания партийных работников. Зрительские места расположены дугой вокруг сцены и возвышаются амфитеатром. В таких раньше не выступал. Есть принципиальное отличие от выступления в ДК. В концертном зале Дома Культуры зрители смотрят снизу вверх на артиста. А здесь - сверху вниз. А если выступать в цирке - ещё и со всех сторон. Ощущения интересные, когда на тебя смотрят сверху вниз. Хочется сказать: "Я ваш покорный слуга." В сущности, таким и должен быть любой артист.
Концерт вышел самым многочисленным за весь тур - насчитали 68 человек. Ещё извинялись, что мало собрали народу. Брали интервью для местной газеты, которое напечатали на двух листах. Талантливая школьница 14 лет откликнулась на мою просьбу порисовать для фильма. Её иллюстрацию тоже включили в газетную статью.
Народ в северных краях неторопливый, спокойный, не раздражающий. Хотя ему свойственна некоторая инертность, консерватизм и недоверчивость. Последнее качество частенько бывало помехой, чтобы собирать публику на концерты, но в этих краях всё сложилось.
После концерта в Онеге один человек взялся подвезти до места ночлега. По пути рассказал, как к ним сюда приезжают москвичи от столичной суеты отдохнуть.
На следующий день выступал в Пороге. Школа здесь маленькая, учащихся немного, но пришли многие. На концерт собралось под 40 человек и две собаки. Открытость людей в сельской местности упрощает проведение концертов. Они зачастую бывают благодарны, даже если им музыка не совсем по вкусу. Скажут: "Мы к такому не привыкли, но нам понравилось."
Как бы ни страдало село в последние десятилетия, но эти исконные места более устойчивы и надёжны, чем современная цивилизация. Скорее страна развалится, чем сгинет старое село недалеко от Белого моря.

Комментариев нет:

Отправить комментарий