четверг, 8 февраля 2024 г.

Итоги гастролей с апреля по июнь 2023 г., часть 1

Апрель, май, июнь 2023 г. — я в очередной раз давал концерты в этой стране и немного выезжал за её пределы. Запрет на выезд сняли спустя пару месяцев после мобилизации, и я смог на этот раз пересечь границу. Делал это осторожно и на небольшой срок, чтобы не сломать себе график, как это было той осенью, когда меня развернули на казахской границе. А в этот раз я посетил Монголию и Беларусь.

Заезд выдался штатным с обычными результатами, однако наметилась более выигрышная стратегия - удалённые маленькие города. Но обо всём по порядку.

В этот раз я посетил следующие места, среди которых были как старые, так и новые: Благовещенск, Чита, Улан-Удэ, Улан-Батор (без концерта), Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Абакан, Кызыл, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Златоуст, Стерлитамак, Уфа, Ульяновск (провал), Нижний Новгород, Москва (доклад), Липецк, Азов (без концерта), Воронеж, Старый Оскол, Орёл, Елец, Липецк, Нижний Новгород, Нижегородский Трезвый Сход (доклад и выступление), Иваново, Кострома, Москва, Витебск (Беларусь), Минск (Беларусь), Иваново, Трезвый Сход на р. Клязьма (доклад и концерт), Чебоксары, Самара, Уфа, Челябинск, Тюмень, Ишим, д. Быстрая Тюменской области (без концерта), Омск (провал), Новосибирск, Красноярск, Абакан, Саяногорск, Сосновоборск, Лесосибирск, Братск, Тулун, Иркутск. Всего 44 концерта и 3 доклада. Организационных провалов - 2. Ещё в паре мест дали заднюю и не стали ничего проводить. Много было, к сожалению, концертов с очень слабыми результатами - порядка 13 выступлений. Но были также и очень хорошие. Алкогольных заведений в этот раз было аж 13. Квартирников - 5.

Хорошие выступления прошли в Кызыле, Москве, Чебоксарах, Ишиме, Саяногорске, Лесосибирске, Братске. Следует отметить, что в малых городах мне повезло больше - возможно, в этом есть тенденция, на которую следует обратить внимание.

Первый такой небольшой провинциальный город был Кызыл, Республика Тыва, федеральный центр самого необычного региона России. Тыва - это как русскоязычный кусок Монголии в составе РФ (впрочем, в глубине региона даже и с этим встречаются проблемы - не все говорят на русском). В былое время в Туве процветал агрессивный национализм, и это был всегда самый отсталый регион. Однако сейчас, если судить по Кызылу, ситуация более-менее спокойная, а сам город выглядит более-менее пристойно относительно многих других провинциальных городов.

Я давно собирался в столицу Тувы - ещё с 2020 года. Но тогда коронавирусные ограничения сильно мешали что-либо проводить, и малые населённые пункты стали для меня мёртвой зоной. Позже ситуация постепенно наладилась, и вот, наконец, я в этот раз добрался до Кызыла.

Я договорился с одним молодёжным арт-пространством - это место, где постоянно происходит какая-то активность. Здесь собираются творческие люди, проходят тусовки, мероприятия. Есть бар. Местные активисты здесь чуть ли не живут и горят своей движухой - редко где встретишь.

Надо отметить, что, несмотря на относительно южное расположение, в Туве необычно суровый климат. Регион приравнен к районам крайнего севера. Средняя температура января в Кызыле - минус 28,7°, а годовая амплитуда температур составляет почти 50 градусов. Связано это, с одной стороны, глубоким континентальным расположением, а с другой - набором высоты. Местность практически вся лысая и рельефная.

Поэтому тут всё суровое. Хотя ко мне хорошо относились тувинцы, они отмечали существенную разницу в народном искусстве с подобными коренными народами: допустим, нанайские песни, которые я им демонстрировал, звучали совсем не так, по их словам, как музыкальное искусство тувинцев. Тувинцы, буряты - это горловое пение и призывные воинствующие мотивы. Нанайские песни на этом фоне будут слишком добрыми и слащавыми.

Кызыл, будучи райцентром, по своему менталитету и сути - провинция. Со всеми вытекающими характерными чертами. Как и в других небольших удалённых городах, здесь пагубные привычки распространены широко, начиная с молодёжного возраста. Обращаю внимание, что в таких местах более всего ошибаются насчёт моего возраста, а если интересуются насчёт того, курю я или что-то употребляю, тогда следующий вопрос: "Когда бросил?"

Мне всегда казалось, что расовая дискриминация в России не выражена - если кого и посчитают нерусским, то только того, кто плохо владеет русским языком. Однако парень-тувинец Моге, который занимался организацией концерта, меня разубеждал в этом. По его словам, мне так только кажется, поскольку я сам представитель титульной нации и проявлений национализма, прочего пренебрежения в свою сторону не испытывал. Он же с этим не раз сталкивался за пределами Тувы.

Но надо напомнить, что тувинцы самый особенный малый народ в пределах этой страны и довольно долго находился в конфронтации с русскими. Пускай сейчас различная дикость, криминал отходят в прошлое, но отголоски ещё остаются. Впрочем, если вы вдруг захотите поехать пожить в Кызыл - не стоит бояться. В том самом арт-пространстве я встречал русского парня, который однажды приехал сюда, ему понравилось, и он остался.

"Смотри, тувинцем станешь!" - шутил Моге, если я вдруг надумаю ездить в Кызыл постоянно. Один американец однажды приехал и укоренился: погрузился в местную культуру, стал здешним любимцем, да и женился на тувинке. Правда, они потом уехали в Штаты, когда обострилась ситуация между Россией и Украиной.

Концерт в Кызыле прошёл замечательный! Могли бы и больше собрать народу, если бы выступал в выходной день, но и для среды было очень неплохо. А после концерта произошёл уникальный в моей практике случай.

Уже я собрал свои вещи. Оставалось 20 минут до автобуса. Подошла одна дама. Она извинилась, что так опоздала - слишком много работы. Задала ещё какие-то вопросы. И в конце предложила: "Можно, я вас отблагодарю?" Протягивает мне 2 тыс. рублей. Человек на концерте не был! Конечно, я не отказался от такого подарка. И надо снова подчеркнуть, что это самый нищий регион. Для сравнения: на встречах в Москве бывает, что мне не жертвует почти никто, хотя в целом интерес к выступлению может быть не меньший.

В целом Кызыл был гостеприимен и оставил хорошие впечатления. И это оправдало мои надежды: не подвели знаки, которые мне встречались ранее. Дважды в Абакане мне встречались приятные кызыльчанки, которые приглашали в родной город. Знаки не подводят.



Комментариев нет:

Отправить комментарий