четверг, 8 февраля 2024 г.

Итоги гастролей с апреля по июнь 2023 г., часть 2

Расскажу вам, как я скатался в Бурятию и Монголию. Монголия мне нужна была по двум причинам: удостовериться, что я теперь выездной из страны, и что-нибудь там попытаться провести. Это был бы первый мой опыт что-то организовать в стране, где не говорят по-русски.

Монголия находится по пути моего следования - ближе других безвизовых стран. С момента объявления мобилизации туда подалось много россиян. Можно попытаться что-то организовать для русской диаспоры, если таковая там активна. Стал закидывать удочки ещё с зимы.

Связывался с православным приходом в Улан-Баторе, Россотрудничеством и различными людьми. Подготовили даже какую-то афишу. Пытались что-то замутить. Но всё срывалось. Пробовали квартирник организовать - тоже не срослось. Дело шло туго.

Писал свои обращения и предложения во многие телеграм-каналы и сообщества в соц. сетях, где общаются русские в Монголии. На меня выходили эмигранты, предлагали свою помощь, однако сами были весьма ограничены во времени и ресурсах. Многие перебрались туда совсем недавно и только пытались встать на ноги.

Но было одно обстоятельство, которое сильно напрягало. И даже ставило под сомнение всю затею. Стоит ли вообще ехать в Монголию? Периодически мне прилетали ответы, типа "ещё один бездарь с улицы с апломбом выше плинтуса захотел в Россотрудничество - туда пускают только приличных людей", "графоман и куплетист", "унылый вой под расстроенную гитару - для пивнушек само то". Про Россотрудничество абсолютно мимо, так как уже доводилось выступать в этой организации в Беларуси. В целом звучало озлобленно и как-то немотивированно. Я никого не трогал.

В моей практике подобное случалось безусловно, но в нечастых единичных проявлениях. В данном случае - три раза подряд. Впервые такое. В связи с этим закрадывались странные подозрения: российские эмигранты - адекватные люди? Если так встречают соотечественников, то, может, оттого и стали эмигрантами, что ненавидят страну, из которой сами вышли, и всё, что с ней связано? Может, российские эмигранты происходят из особого класса общества, где принято высокомерие, снобизм и всевозможное жлобство? Я не знал ответов, но через некоторое время пришла банальная разгадка, которая будет в конце данного рассказа.

А пока я добрался до Улан-Удэ. У меня там был запланирован концерт в одном пивбаре - увы, Улан-Удэ весьма скуден вариантами выступлений.

Как только я высадился с поезда, случилось несколько событий - судьба скорректировала мой путь. Когда переходил через крытый виадук, недалеко от поста охраны я обнаружил, что забыл в поезде микрофонную стойку. Бегом к своему вагону налегке - поезд отправлялся через 5 минут. Смотрел умоляющими глазами на проводницу, которая ещё не закрыла вагонную дверь, но уже сложила лестницу и ждала отправления. Она поворчала, мол, и так мне пошла навстречу, посадив с таким необъятным багажом. Но пустила в вагон. Мухой проскочив в своё купе, я забрал стойку.

Неспроста что-то случается. Отклонение от плана. Иногда что-то непредвиденное сулит важную встречу. И вскоре такая встреча произошла.

Я шёл на трамвайную остановку. Двигался в гору со своим багажом, набитый книгами, которые ещё не успели разобрать на концертах - предстоял пока третий концерт в этой поездке. Когда книг по максимуму, то общий вес поклажи может превышать 70 кг.

Со стороны это может смотреться внушительно, и я думаю, это привлекло внимание человека, с которым, видимо, мне предстояло повстречаться на жизненном пути. Не задержись я возле поезда - разминулись бы. Остановилась машина. Женщина-бурятка средних лет предложила подвезти. Звали её Ася. Она решила, что мне срочно нужна помощь.

Я направлялся на вписку в противоположную часть города. Договорился с другой женщиной, которая живёт в частном доме. Ехать предстояло далековато, да ещё и через пробки. Ася сказала, что можно остановиться у неё - она живёт рядом. Я подумал: какая мне, в сущности, разница? Поеду к Асе, если так проще. Она внушала доверие.

Вот так планировал ехать к одному человеку, а остановился у другого. Жила Ася на съёмной квартире со своей пожилой мамой, дочкой и сыном. Кроме них там были ещё два парня-квартиранта. Была свободная комната, куда я и заселился.

У Аси был муж, который умер несколько лет назад. Он был намного старше её. У дочки был клещевой энцефалит в детстве, оставивший побочки - немного она отставала в развитии в свои 14 лет, главным образом из-за несбалансированной психики. Дочка пыталась осваивать гитару, и Ася решила, что ей будет полезно пообщаться со мной. Младший брат был абсолютно нормальный.

Мне они все понравились. Ася с её мамой были по-особенному отзывчивыми и добрыми. Видимо, стеснённые условия и жизненные проблемы пробуждают у людей лучшие качества.

В Улан-Удэ я выступил дважды: до Монголии и после. Концерт проходил в одном заведении, с хозяйкой которого я списывался ещё несколько лет назад. Результаты не очень, но принимали хорошо. Замечу, что после исполнения песни "Дед Мазай" какой-то нетрезвый голос из-за столика напротив попросил:

- А спой, пожалуйста, Цоя?

- А я вам что сейчас пел?

Позабавила меня такая просьба после исполнения пародии на песню "Перемен".

Ася меня забирала на машине. Она же помогла контактом в Улан-Баторе - там жил один её знакомый, у которого я потом поселился. Другой контакт в Монголии мне дала хозяйка заведения.

В Улан-Батор выезжал на автобусе. Поехал просто так на три дня. С концертом не вышло ничего. Но надо было для пробы пересечь границу.

Границу проехал успешно. Легко вдохнул воздух на монгольской земле. Свобода!

Ехали по горно-сопочному рельефу в самую холодную столицу мира. Деревья кончились. По пути попадались юрты и домашний скот. Юрты потом встречались местами в самом Улан-Баторе.

В целом города Монголии (кроме Улан-Батора, наблюдал пограничный Сухэ-Батор и попутный Дархан) явно подверглись советскому влиянию. Так же как Казахстан, Киргизия с тюркским коренным населением, Монголия вызывала схожее ощущение: бывшая республика СССР. Только Монголия ей не стала, хотя к этому шла.

Улан-Батор чем-то напоминает современную Астану, только холоднее и местами чуть обшарпанней. Такие же современные высотные здания со стеклянным фасадом. Вывески, баннеры и прочие надписи насчитывают аж 4 языка: монгольский, русский, английский, китайский. Сохранились памятники советского наследия: монголы чтут память военных конфликтов прошлого века и гордятся участием в них на стороне Советского Союза.

Монгольский язык забавлял своим написанием на кириллице. Нередко попадались матерные русские слова, причём с такими кульбитами, которые не придумаешь нарочно. И это было ещё тем смешно, что русский мат пишут у нас на заборах, гаражах, стенах домов, а в Монголии он вполне официально красовался на видных местах, баннерах и вывесках. Русский мат возможно встретить в китайском языке, но в Китае все надписи иероглифичные, а в Монголии всё на виду открытым русским текстом. Наверное, подобного больше нигде нет.

Три дня я провёл на хате асиного друга. Сам он там редко появлялся. Квартира в многоэтажке была чем-то вроде служебной хаты, в которой он жил временами. Настоящий хозяин - его партнёр по бизнесу.

На протяжении трёх дней я сидел дома или слонялся по городу. Мне составил компанию человек, бывший житель Улан-Удэ, который с начала мобилизации был здесь в эмиграции. Ходили по разным местам, пытались пробить на будущее варианты выступлений - пока безуспешно. Посетили буддистский храм-музей, смотровую площадку, другие места.

Я приехал налегке: клетчатая китайская сумка, взятая напрокат у Аси, и гитара, чтобы за багаж не переплачивать. Поскольку приехал ненадолго, поэтому прихватил самые необходимые вещи и запасы еды, чтобы ничего не покупать в местных магазинах.

Монголы нормально относятся к заезжим из соседней страны. Попадались в толпе славянские лица - своих тут тоже хватает. Иногда монголы пристают со своими услугами где-нибудь на автовокзале или на центральной площади: напротив памятника Чингисхану один пожилой монгол просил, чтобы я купил у него за небольшие деньги сувениры - маленькие репродукции собственных живописных работ. От сувениров я отказался.

По-русски тут почти никто не говорит. Могут понять отдельные слова. Английский более в ходу. Лучше использовать гугл-переводчик - здесь он был для меня незаменим: удобно переводит все монгольские надписи, а монголам сразу сообщал на их языке, что мне надо.

Насчёт воровства и обмана нас предупреждали сразу при высадке из автобуса. Страна не очень богатая. Здесь такое возможно. Нужно следить за своими вещами. Мой "гид" рассказывал, как у него ушёл старый смартфон в автобусе. А иногда таксисты могут заломить иностранцу космическую цену, шантажируя его после окончания поездки. Поэтому я в этой стране всего несколько раз расплачивался: купил сим-карту и пару раз в автобусе оплатил проезд. В основном старался перемещаться по городу своими ногами.

Климат здесь и правда холодный. В апреле месяце по утрам бывало и -10. Но за день хорошо прогревалось, так как воздух сухой. Зимних вещей у меня не было вообще, поэтому пришлось немного потерпеть.

Уезжал обратно на частной машине. Проезжали перевал в жуткую пургу с непроглядной видимостью. На погран. переходе меня узнали без тёплой одежды - всего три дня назад пересекал здесь границу.

На обратном пути со мной в машине ехали очень хорошие попутчики. Два из них были якуты. Один оказался довольно говорливым и эрудированным. Просвещённого человека едва ли встретишь случайно на улице - этот разбирался во многих вопросах и как-то умудрился своим обаянием расположить нас, незнакомых друг другу пассажиров, что мы в конце поездки не очень хотели прощаться друг с другом. Проговорили обо всём на свете всю дорогу. А для меня это был ещё один знак: надо планировать Якутию на будущее.

Все встреченные люди в монгольской поездке мне попались нормальные и отзывчивые, если не обращать внимание на то, что человек, у которого я останавливался в Улан-Баторе, в последнюю ночь там квасил с друзьями. Но всё было неплохо в целом. А что же это было тогда до начала поездки, когда мне писали в интернете всякие вещи?

Ответ пришёл, когда я добрался до Москвы и выступил по традиции на квартире Антона Кротова. Антон мне сообщил, что в монгольских сообществах и тг-каналах обитает некто Вадим Бисеров из Перми и пишет там под разными аккаунтами грубые вещи незнакомым людям. Особенно он не любит путешественников из сообщества Академии Вольных Путешествий. Многие уже столкнулись с его неадекватным поведением, оскорблениями и пустыми угрозами.

Человек уже не молодой, за 60 лет ему, и он занят тем, что постоянно исходит желчью в интернете. Наверное, непризнанный гений - желание быть услышанным не даёт покоя. Только слушать его почему-то никто не хочет.

Что ж, отвечать ему - метать бисер перед Бисеровым. Про данного персонажа уже была написана песня "Упырёк" лет 15 тому назад, где всё сказано. Такое поведение во многом типично. Благодаря очередному интернет-троллю я теперь снова стал петь эту песню. И остаётся пожелать нашему "герою" счастья, семейного благополучия, надёжных и верных товарищей и успешно вылечить геморрой.

Песня "Упырёк" с историей написания: https://vk.com/wall146213176_1992



Комментариев нет:

Отправить комментарий