среда, 7 февраля 2024 г.

Реванш во время провала

Меня постоянно воспитывает жизнь. Я теперь всегда приучаю себя обращать внимание на своё внутреннее состояние, что бы ни происходило. И всё больше прихожу к выводу, что происходящее вокруг не имеет особой важности. Важно лишь происходящее внутри меня самого. Это становится понятным, когда внешнее меняется чуть ли не с каждым днём. Во время долгих гастролей каждый день-два у меня меняется город. Редко в каком месте я задерживаюсь на три дня и более. Меняются люди, окружение, обстоятельства, климат, часовые пояса. Абсолютно всё. Постоянные контакты у меня только в смартфоне.

Сегодня одно, завтра другое. Но я сам как будто прежний. Высказывание "от себя не убежишь" при таком образе жизни прям кристаллизуется и становится совершенно очевидным. Последнее меня настораживает и подводит к мысли: не отвлекают ли меня постоянные поездки от чего-то более важного - работы над собой?

Поэтому, когда случается какой-то провал или что-то другое незапланированное, отменяющее мои изначальные планы, я иногда облегчённо вздыхаю. Можно уже не спасать положение, а задуматься, наконец, о вечном и незыблемом - о том, что вряд ли найдёшь в этой беготне и суете. Появилось на это время.

И так стало теперь, будто бы тряска событий прошла через амортизацию. Если концерт прошёл хороший - реакция моя близка к безразличной: ничего удивительного, ведь старался же, долго готовился! Если всё провалилось - ещё лучше: можно сегодня ни о чём вообще не думать, просто расслабиться. Расслабление и выключение очень необходимо, когда все твои действия на протяжении месяцев вписаны в чёткий режим и график, и дорого обходятся любые отклонения, задержки и паузы.

Я вижу периодически, как ноют люди - от мала до велика, - и отмечаю, что этого я себе позволить не могу. Нет на это ни времени, ни места, ни утешителей. Если что-то случается стрёмное, я отношусь к этому ровно: всё-таки есть что-то не стрёмное в данную минуту - я в своей колее, и неважно всё остальное. Да и завтра же опять город поменяется - вот автоматический выход из всех разочарований и безрезультативных попыток. Просто едем дальше.

Хуже, если что со здоровьем - это не исчезнет с переменой места. Однако, если такое происходит, то часто из-за дисбаланса внутреннего. Задача встаёт та же самая: выправить внутренний дисбаланс. А если постоянно работать над своим внутренним состоянием, то и здоровье будет в норме.

Частенько интересуются, каково постоянно путешествовать... Хочется ответить, что путешествия уже во где! Занимался бы чем-то более полезным, сидя ровно. Но приходится извлекать максимум пользы из того, что подсовывает жизнь в предназначенной колее. Иначе бы не стал писать новую книгу.

Очередной гастрольный случай ничем особо не примечателен для меня, однако хорошо даёт понять, что спокойное отношение к какой-либо ситуации помогает не только легче её переносить, но также способно менять саму ситуацию.

Город Иваново находится недалеко от Москвы. В мае 2023 г. я посетил его дважды. Концерты в мае переходят в фазу мёртвого сезона, и растёт вероятность провалов. Первый концерт в Иваново проходил в частном доме, и народу почти не собралось тогда. Но тёплый приём хозяйки дома понудил меня через время повторить визит в Иваново, учитывая, что нашлось ещё одно место - хозяйка одного арт-кафе заинтересовалась.

Я снова заехал в Иваново перед ежегодным Трезвым Сходом путешественников, который проходит во Владимирской области. Это был рубеж май-июнь. В это время не особо приходится рассчитывать на хорошую человеческую явку, но если постараться, то можно всё организовать даже в не самое подходящее для этого время. Энтузиазм хозяйки заведения внушал уверенность.

Я прибыл в заведение в назначенное время и начал готовиться. Хозяйка поручила персоналу угостить меня. Чечевичный суп в съедобной мучной таре был здесь фирменным блюдом. Угощение от хозяев всегда сглаживает горечь на тот случай, если сам концерт не будет удавшимся. Если организатор добросовестный и небезразличный, видимо, он это чувствует и сделает всё для того, чтобы гость при любом раскладе остался доволен.

Всё было готово для концерта. Я заполнял атмосферу импровизацией. До начала выступления в зале сидел один зритель. Это был хозяйкин приятель. Он прибыл за полчаса до начала.

Мне же надо когда-то заниматься музыкой? Да хоть сейчас. Концерт - это не занятие музыкой. Во время концерта ты выступаешь в роли проигрывателя - воспроизводишь уже созданную ранее музыку. И неважно кем созданную. Но до начала концерта можно... помузицировать от души. Кому-то заходит.

Единственный гость был возрастной дядька. Приехал на велосипеде. Путешественник. Мы душевно разговорились с ним. Он показывал фотографии мест, где бывал. И в целом мне было всё равно до сегодняшнего результата. Общение с хорошим человеком гарантирует то, что сегодняшний вечер определённо удался. В конце концов я уже порядком устал от надуманных переживаний, и стало просто пофигу - ведь свои же амбиции не дают покоя. Я отключился от этой игры - погоне за результатами и успешностью.

Обеспокоена была только хозяйка:

- Вы, наверное, огорчились?

- Вовсе нет. Зачем?

- Я огорчилась за вас.

Я не лукавил нисколько. Видимо, настало для меня то время, когда организационный провал перестал быть для меня поводом к печали. Провалы могут случаться время от времени, а в мёртвый сезон могут проследовать подряд один за другим. Горевать из-за этого? Когда начинаешь понимать объективные причины неудач, то перестаёшь винить в этом других людей, а с другой стороны также осознаёшь, что всякая печаль не имеет никакого смысла: в любом случае грустить или нет выбираешь ты сам. Ты не желаешь предаваться печали? Вот и радуйся!

Когда много концертов, то они постепенно смещаются в фон твоего внимания. И что там происходит - удачи или провалы - не особенно теперь влияет на твоё состояние. Вся эта концертная суматоха, конечно, для меня необходима, но в конечном счёте не представляет окончательной важности.

Мой повторный визит в Иваново имел целью не только ещё одну попытку провести здесь выступление. В доме, где я остановился, проживала многодетная семья. Мне понравилось у них ещё с прошлого раза.

Детей в доме было много. Я даже затрудняюсь сказать сколько. Всех возрастов - от самых юных до уже взрослых. Иногда я замирал, наблюдая за их играми. Пытался вспомнить что-то подобное из своего детства, но, кажется, кое-чего не было.

Вот три юные сестры, старшей из которых 13 лет, устроили бой подушками. Точнее сказать, одна мелкая залезла под одеяло, а остальные колотили её подушками. Потом менялись ролями. Им было весело. Перья летели. И на что я обратил внимание - они потом так могли все три уснуть вповалку. Так не скучно.

Семья обычная. Только большая. И дом большой. 7 кошек и собака. Нечасто я останавливаюсь в больших семьях, но всякий раз чувствую уют и некоторое ощущение, что ты здесь как ещё один член семьи. Всегда и в любое время. Может, мне этого чувства часто не хватает...

Мне как раз нужна была пауза дня на 4. Когда продолжительное время двигаешься без продыху с концертами, пауза крайне необходима, чтобы не надорвать здоровье, прийти в себя и выстроить дальнейшие планы. Такие паузы я делаю либо у родственников, либо у тех людей, в которых не сомневаюсь и где ощущаю душевный комфорт.

Мне как раз предстояла работа на все дни - запись демо-версии новой 12-минутной композиции. Это дело было поважнее, чем предстоящий концерт. Учитывая сложность и длительность произведения, прозаниматься над одной темой предстояло все дни. Но, благо, было для этого подходящее место - чердак большого дома, где я ночевал и музицировал.

Чем бы я мог быть огорчён? У меня всё было, чего я желал в данный момент. Вот прекрасный собеседник передо мной, а потом меня ждёт прекрасное семейство. Если бы концерт вообще сорвался, я был бы этому даже немножко рад: наездился уже, можно отоспаться и немедленно приступить к записи трека - освободилось время.

Так что на вопрос хозяйки заведения я даже не особенно прореагировал. Она предложила чаю. Я спросил, есть ли мёд, поскольку привык пить чай с мёдом. Она ответила отрицательно. Впрочем, весёлый дядька-турист ответил, что сейчас мёд будет.

Он принялся вызванивать своего дружка, который занимается мёдом, стал зазывать его обязательно зайти сюда сегодня вечером - приехал музыкант из Хабаровска, и такое пропускать нельзя! Затем стал обзванивать других знакомых и зазывать всех на концерт.

Первым прибыл товарищ с мёдом, и я согрел своё горло перед началом. Дожидались остальных. Потом прибыли ещё трое: мама, папа, взрослая дочка.

Мы начали спустя полтора часа от заявленного времени. Я немного сократил концерт, чтобы не засиживать допоздна людей. Все остались довольны.

Дядька-турист приобрёл книгу ещё до начала всего. Вольные музицирования и просто разговор на темы поездок расположили его. Иначе бы он не пошевелился, чтобы исправить мою ситуацию.

Позже хозяйка написала в отчёте, что атмосфера концерта напоминала фильмы Тарковского. Конечно, я очень люблю фильмы этого режиссёра, но никогда бы не подумал, что музыка, которой я занимаюсь, может вызывать подобные ассоциации.

И я вспоминаю прошлые свои подобные ситуации, когда я не смог сдержать раздражение, - а могло ведь тогда сложиться всё по-иному!



Комментариев нет:

Отправить комментарий