Временами я ловлю себя на том, что написать про что-то хорошее мне не хватает словарного запаса, мыслей, навыка, да и желания. Но я ощущаю некоторую необходимость, что про всё хорошее, что порой не принимается во внимание, я должен непременно писать. В конце концов, когда пишешь о хорошем, это есть приобщение. Писать о плохом проще, и это тоже приобщение - это как вляпаться в грязь, пытаясь там отыскать что-то ценное. Но лучше за ценным обратиться к положительным примерам.
Я встретил редких, необыкновенных людей. С ними мне было спокойно и непринуждённо. Эти люди не были каким-то исключением из серой общественной массы, а представляли собой именно основную массу в данном месте, куда я приехал. А приехал я в Ложок - посёлок под Новосибирском.
Когда я встречаю человека, в котором есть что-то необыкновенное, если в нём живёт мечта из старых добрых сказок, не высыхает его источник волшебной энергетики, и сам он обладает каким-то особенным достоинством, иногда я подозреваю тут какой-то подвох. Таких иногда называют сектантами. Обычно при коротком контакте может пробежать тень сомнения: это всего лишь наружка, не стоит этому верить, поскольку так, наверное, не бывает, и этот человек передо мной, видимо, кем-то прикидывается. Но если человек естественно красив без каких-то усиленных мер коррекции внешности, если его доброжелательная речь вполне искренна без тени подобострастия, то естество внутреннее, как правило, также возвышенно.
Во время общения с моими новыми знакомыми чувствовались простота, забота и трудолюбие. И тёплый позитивизм. От них я не услышал обывательского нытья и жалоб. Они улыбались - очень приятно, без натянутости.
Новый микрорайон посёлка Ложок "Семейная сказка" был образован по инициативе многодетных семей. Здесь возведены добротные и просторные двухэтажные коттеджи. Налажена инфраструктура и коммуникации. Заборы отсутствуют, поскольку тут все свои. "Семейная сказка" сегодня активно развивается, выигрывая всевозможные гранты.
У каждого человека есть мечта. Они воплощали свою мечту и для этого объединились. Заветное желание иметь большую семью, которая бы вмещала как своих, так и приёмных детей, наверное, сегодня многим непонятна. Не раз в адрес многодетных можно услышать упрёк, что они это делают ради денег, потому что многодетных в нашей стране субсидируют. Но от этих же упрекающих можно услышать жалобу, что в этой стране невозможно толком завести детей из-за высоких расходов, связанных с их содержанием, - логика не вяжется с предыдущим обвинением.
От одной знакомой многодетной мамы, у которой в основном приёмные, мне точно известно, что денег хватает в обрез - на еду и всё. Скорее всего непонимающие не в состоянии отказаться от излишних трат на самих себя, чтобы освободить ресурсы на ещё одних иждивенцев. Современные люди стали довольно скупы не столько материально, но и в том смысле, чтобы делиться ещё с кем-то вниманием и любовью, своим временем. Дети требуют много внимания и самоотдачи.
Видя, что у кого-то есть силы содержать большую семью, многие скупцы и завистники, да и простые обыватели, подозревают здесь какой-то мухлёж. Оттого и обвинения. Однако, здесь нет никакого расчёта. Во всяком случае, расчётливых я никогда не встречал. Многодетные в основном открыты, щедры и бесхитростны. И они любят детей.
В Ложок меня пригласила одна многодетная мама, которая побывала на моём концерте в Академгородке Новосибирска. Она сопровождала меня в трёх домах у трёх хозяев в самом Ложке и в соседнем посёлке. Сама заехала в Ложок с приёмным уже большим сыном, страдающим синдромом Дауна - хлопот с ним неимоверно! Сколько у неё ещё детей, я не интересовался, но одна её 14-летняя дочка была у меня на концерте.
Чтобы хорошо представлять, что такое воспитывать дауна, отмечу, что он вас почти не понимает. Объяснить ему что-то простое очень сложно. Он будет делать, что хочет. Если ему приспичит по большой нужде, он, не смущаясь, будет делать это при всех на поляне - даже если он уже большой подросток. Чтобы взять дауна на воспитание, нужно питать к нему особенное чувство.
Вообще, у принимавших меня хозяев детей тьма тьмущая. Которых можно было застать дома - то не все были. Которые выросли - разъехались.
У последних, семьи Оболенских, "всего" пятеро. Мама выглядит свежо и энергично - по ней не скажешь, что дома у неё столько, и что ей самой под сорок. Старшие дочери с маму ростом. Семья музыкальная: поют, сочиняют, исполняют, записываются.
В посёлке проживают в основном бывшие жители Академгородка и представляют собой здешнюю интеллектуальную элиту. Многие работают в институтах. Они добились того, чтобы им здесь выделили землю, и начали строиться. Бессменная глава посёлка - мать 8 своих и 26 приёмных детей, включая детей-инвалидов. В честь неё названа главная улица - "Татьянин проспект".
Когда я рассказывал на концерте в Академгородке про духовно-нравственный и интеллектуальный упадок в стране, повсеместное дурновкусие молодёжи и взрослых, не все мне хотели верить. Здесь у них совсем другая ситуация. Дочка той женщины, усыновившей дауна, недоумевала своей маме: "Это неправда, что современная молодёжь такая! Мы любим читать! Мы очень любим с подругами писателей обсуждать!" Не поверили мне и в Ложке. Оболенские считают, что Русь возрождается.
Я не знаю, через какое дно предстоит пройти нашей стране, чтобы можно было утверждать, что идёт возрождение. Демографический спад стабилен, и нужны сотни Ложков, чтобы поменять направление этой кривой. Но, может, было бы лучше, если бы я всего остального не видел, а приехал сразу в Ложок? Но, не увидев всей картины, я бы на Ложок не наткнулся.
"Это не про вас," - говорю Оболенским: "Вы - меньшинство." Александр усмехнулся и сказал супруге Дарье: "Может, нам, как всяким меньшинствам, за это ещё выплаты полагаются?"
Александр Оболенский – генеральный директор завода по производству высокотехнологичных пленок различного назначения СТЭП-1. И многие жители "Семейной сказки" в целом люди интеллигентные, творческие, активные и целеустремлённые по жизни - всего 66 семей. А когда они объединились, то за счёт синергии добились уникального: "Семейная сказка" сегодня первый и единственный посёлок многодетных в стране. И можно добавить к этому, что весь этот новый микрорайон Ложка сам как одна большая семья.
Поскольку мне приходится много писать о российских протестах, я поинтересовался, как они решают свои проблемы. Важно подчеркнуть, что многодетные семьи больше других находятся в нужде и более других сталкиваются со всевозможными насущными проблемами. Тут и расходы более высокие и забот невпроворот. Всего нужно много. Логично думать, что среди многодетных должно быть и больше задёрганных и недовольных глав семейств, но на деле всё наоборот. Как они со всем справляются?
Да, им время от времени приходится пробивать бюрократические стены, чтобы добиваться своих целей. Но они всё делают цивилизованно, со знанием законов. Они знают свои права. Если это диалог с властями, то в порядке записи на приём к чиновнику. Если пикет, то согласованный. Доводилось им и судиться - все суды выиграли. Всё по-честному. А как им такое удалось?
Сегодня многие думают, что в нашей стране что-либо делать честно невозможно (иногда так считают для морального оправдания каких-то своих не совсем честных поступков). Особенно многие сегодняшние любители протестов будут доказывать это с пеной у рта: всё прогнило, и систему пора менять - снести её к чёрту! А чтобы вас увидели и услышали, желательно спровоцировать стычку со стражами правопорядка. Более того, такие убеждены, что так должны действовать ВСЕ разумные и честные люди, к коим себя относят в первую очередь.
Но пример "Семейной сказки" доказывает совершенно обратное. Никакой агрессии. Никакой слюны с желчью. И всегда достигаемые результаты.
Сотрудничество с властями не любят оппозиционеры (коих полно среди нынешних обывателей) и зэки-уголовники. Но было бы весьма неожиданно увидеть многодетные семьи на нынешних протестных митингах, которые регулярно прокатываются у нас в стране: против коррупции, против действующей власти. За всё хорошее против всего плохого. Они туда точно не пойдут - нет времени на ерунду, поскольку надо заниматься делами, а не кухонной политикой и сотрясанием воздуха.
Выходили на пикеты против застройки территории многоэтажками. Приезжали журналисты из Новосибирска. Территорию отстояли. Их услышали. А других многих тысяч митингующих сегодня в стране не слышат. Почему так?
Проблем разных много. Всё дело даже не в том, по какому наболевшему вопросу идти возмущаться. Хотя вряд ли они возмущаются. У них всё по-другому. Возмущение - признак неуравновешенности, духовной незрелости. Они просто идут решать вопрос, ибо надо.
Глава посёлка идёт к чиновнику на приём. Идёт с миром и конструктивным диалогом после серьёзного обдумывания какой-то проблемы или с каким-то вполне конкретным предложением согласно компетенции данного чиновника. Если по какой-то причине не удаётся с ним решить вопрос, Татьяна Геннадьевна идёт к вышестоящему чиновнику, который является начальником того, с которым не сложилось взаимопонимания. Вплоть до того, что однажды она обращалась к Путину по одной проблеме, которая не решалась несколько лет. В итоге Путин спустил распоряжение губернатору, и всё решилось за один день. Диалог с властями возможен.
Играет большую роль, кто обращается. Вовсе не обязательно этот человек должен быть при деньгах, занимать высокий пост, иметь связи и вертеться в политике. Но он должен вызывать естественное уважение. Многодетные всегда вызывают уважение у всех мало-мальски разумных людей. Просто потому что это большой труд - тянуть большое семейство. Особенно с приёмными. Особенно с "особенными". Этому надо посвятить жизнь. Многодетные точно не бездельники, точно не бесятся с жиру. Если они что-то хотят решить, то не по прихоти, а по насущной необходимости.
Если к властям обращается самая многодетная мама области, которую поддерживают сотни единомышленников, среди которых семья Оболенских и другие, то представитель власти, даже если он занимает не своё место, несколько раз подумает, прежде чем наглухо отказать в какой-то просьбе. Даже если он не чист на руку, повязан с коррупцией и не является достойным слугой своего народа, неправдами занимая государственный пост, то ему всё равно придётся пойти на уступки, сделать вид, что его волнуют интересы народа. Он никогда прямо не скажет, что, мол, заседаю здесь, чтобы только наворовать себе, а до людей и дела нет. Либо он проявит участие в общественных нуждах по доброй воле, либо сделает это, чтобы его ни в чём потом не упрекнули. Уже были случаи, когда представителя власти, с которым не получилось диалога, спустя некоторое время снимали с поста.
Какое бы ни было коррумпированное государство - называйте его преступным, с извращённой идеологией, как угодно, - у него есть интересы. Хотя бы не вымереть, не деградировать, не развалиться. Многодетные семьи непосредственно решают эти основные национальные задачи. Если кто-то, обладая административным ресурсом, будет мешать им в этом деле, значит, он действует против интересов государства - всякий, кто чинит препятствия, окажется в таком неловком положении.
Татьяна Геннадьевна на встречах с представителями власти всегда на это упирает: "У нас же с вами общие цели! У нас же с вами общие интересы! Мы же с вами хотим хорошего для наших детей!" Легче проявить участие, чем потом оправдываться. Любому чиновнику выгодно сохранить лицо и поддержать свой авторитет, проявив такое сотрудничество.
Здесь работает духовный закон. Когда у тебя есть благородная цель, всё начинает выстраиваться нужным образом. Устраняются препятствия, приходит поддержка. Поэтому сегодня "Семейная сказка" живёт и процветает.
Впереди большие планы. Готовятся к визиту президента (сейчас кого-то перекосит). Пишут гранты. Обустраивают территорию. Создают позитивную творческую атмосферу - для этого даже делают разные художественные и скульптурные инсталляции там и тут в своём посёлке. Проводят совместные мероприятия. Растят детей. Полноценно живут и радуются в своей среде, которую формировали совместным трудом.
А как мыслят эти люди? Не как большинство и не как я. От одной своей знакомой, удочерившей ребёнка с синдромом Дауна, я как-то слышал, где она берёт силы, чтобы тянуть своё чадо. Ответ был: "Так, она же их мне и даёт!"
Во время импровизированного выступления в летней беседке для Оболенских и друзей от них я услышал любопытное рассуждение по части прозвучавших произведений. Безусловно, это всё интересно. Но общее впечатление вызывает некоторую ностальгию по тем временам, когда они сами увлекались рок-музыкой. Однажды этот меланхолический настрой куда-то ушёл. Это случилось после рождения детей. Вдруг само всё изменилось. Мировоззрение поменялось.
Есть над чем задуматься...
В гостях за чаем они мне рассказали, что их семейный музыкальный коллектив имеет особое расположение у звукорежиссёра, который записывает их на студии. По его словам, в основном записываться к нему приходят рэперы. И только с Оболенскими он делает свою работу для души. Кстати, это тоже статистика.
Музыкальные труды Оболенских имеют поддержку у населения. Услуги записи и аранжировок на студии платные. Деньги на запись песен собирают всем миром. Поклонники охотно спонсируют семейный музыкальный коллектив, и уже много песен записано таким способом.
Прощаясь с Оболенскими, у меня было чувство, что покидаю старых друзей и когда-нибудь обязательно приеду сюда ещё раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий